БАКУ, 23 дек — Sputnik, Шахпери Аббасова. Назвав село Гымыр в Гахском районе самым толерантным, мы наверняка не ошибемся — с самого начала своего появления и до сегодняшнего дня здесь бок о бок живут мусульмане и христиане, азербайджанцы и грузины.
Мирное сосуществование в Азербайджане представителей разных национальностей и религиозных конфессий — это веками сложившаяся традиция, которая уходит корнями вглубь истории. Сегодня эта традиция стала частью политики государства.
Так, прошедшая недавно в Баку международная конференция "Азербайджанская модель мультикультурализма: этнокультурное разнообразие" ставила своей целью сохранение толерантности и этнокультурного разнообразия, пропаганду и поощрение образцовой азербайджанской модели мультикультурализма.
Выступавшие на заседаниях участники конференции отметили, что на протяжении столетий проживающие в Азербайджане народы, принадлежащие к различным культурам и религиям, сосуществовали в условиях мира и спокойствия, между ними никогда не было дискриминации. То, что национальная и религиозная терпимость находятся в Азербайджане на высоком уровне, является фактом, и в этом — источник силы азербайджанского народа.
Парапсихолог: не развешивайте в доме фотографии мертвых, иначе… >>
Наверно, именно такой источник силы и помогает селу Гымыр сохранить свою самобытность и традиции мирного сосуществования. Как рассказал региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан 84-летний житель села Арчил Папиашвили, дружбу и взаимопонимание между азербайджанцами и грузинами, мусульманами и христианами он наблюдает с самого раннего детства. Грузины и азербайджанцы всегда были вместе — и в горе, и в радости. Они всем селом отмечали праздники — мусульмане приходили к христианам на Пасху, а те отмечали вместе с азербайджанцами Новруз и Рамазан.
Всех создал Всевышний – и мусульман, и христиан, продолжает Папиашвили, и религия создана, чтобы объединять людей, а не ссорить их. А религиозная нетерпимость сеет раздор между людьми. "Мне хотелось бы, чтобы все люди на земле были как жители нашей деревни", — говорит старожил.
Сегодня, как и много лет назад, в селе Гымыр заключаются браки между мусульманами и христианами. Порой можно услышать, как некоторые люди осуждают межрелигиозные браки, но дедушка Арчил уверен, что главное — это любовь.
"Если моя любимая — мусульманка, зачем я должен жертвовать ею ради религии? Разве все религии мира не проповедуют любовь?", — вопрошает житель Гымыра и сам же отвечает — в таких случаях каждый должен слушать не окружающих, а свое сердце.
При этом Папиашвили говорит, что если бы его сын захотел жениться на мусульманке, он бы сосватал ее по всем традициям. "Если внучка скажет, что любит мусульманина и хочет выйти за него замуж, я разрешу. Но с условием, что и они с уважением будут относиться к нашим обычаям", — говорит дедушка Арчил.
А вот его родственница Зина Мамедова (Папиашвили) полюбила азербайджанца и вышла за него замуж. Зина ханум считает религиозную раздробленность фанатизмом.
Азербайджанцы толерантны, но не в семье >>
"Я не атеист, но думаю, что человек не должен сильно привязываться к религии. Привязываясь к религии, люди порой теряют человечность", — сказала Мамедова и добавила, что до сих пор не пожалела о своем браке.
О себе она говорит, что не исповедует ни одну из религий. Женщина уверена, что люди должны отложить свое эго в сторону и жить дружно. По ее собственным словам, за годы, проведенные в мусульманской семье, она никогда не чувствовала себя в ней чужой, при этом всегда старалась придерживаться и беречь в доме и мусульманские, и христианские традиции.
Не удивительно, что все жители села свободно изъясняются на обоих языках. Как заметил Эльмар Абдуррахманов, все сельчане с уважением относятся к языку и религии каждого народа: "Конечно же, толерантность тоже должна иметь свои пределы. Я люблю свой язык, свою религию, но это не дает основания не уважать чужую религию или язык". А на вопрос, смог бы он полюбить и жениться на грузинской девушке, Эльмар ответил утвердительно.
Как говорил великий азербайджанский поэт Гусейн Джавид, "бог – красота и любовь". И сохранить мир в каждом доме и по всей стране мы сможем только благодаря любви и доброте.