БАКУ, 22 дек — Sputnik, Кямаля Алиева. Впервые в Азербайджанском государственном русском драматическом театре 22 и 23 декабря пройдут гастроли российского государственного театра "Сатирикон" имени Аркадия Райкина, руководителем которого является народный артист России актер и режиссер Константин Райкин. За день до выступления артист дал эксклюзивное интервью Sputnik Азербайджан.
— Константин Аркадьевич, как давно вы были в Баку?
— Я был здесь очень давно, можно сказать, на одну жену назад. Тогда я был женат на Алагез Салаховой. Раньше часто приезжал в Баку. Этот город для меня всегда был родным. К тому же папа тоже его очень любил, обожал бакинскую публику. Я сюда приезжал еще в составе труппы театра "Современник", потом со своими спектаклями. С тех пор город сильно изменился. Я, когда сюда приехал, к моему стыду, просто не узнал его.
— В этом году вашему театру "Сатирикон" исполняется 80 лет. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в театре?
— Мы 30 лет работали в одном и том же здании, но сейчас его коренным образом ремонтируют, то есть заново строят. Мы уже два года там не работаем. Нам приходится играть в разных местах, а это очень сложно. Здание будет готово в 2019 году.
— Чем "Сатирикон" отличается от других театров?
— Это сложный вопрос. Мы, безусловно, отличаемся. Я в этом театре являюсь лидером. Это не похвала себе, просто констатация факта. Более того, я 40 с лишним лет преподаю. Практически все артисты этого театра в прошлом мои ученики. Мы отличаемся определенным взглядом на театральное дело, творчество. В основном работаем с классикой, драматургией высшего уровня прошлых веков и современников.
— Что интересно сегодняшнему зрителю?
— Зритель, который ходит в театр, хочет увидеть что-то про свою жизнь, поэтому я всегда классику трактую. Мы находим в ней мотивы, мысли, которые касаются современной публики. Вообще мне кажется, что искусство нужно для того, чтобы делать жизнь ощутимой.
— Вы считаете себя успешным человеком?
— У меня совершенно другие ценности. Успех имеет значение, потому что театр, как вид искусства, связан с реакцией публики. Однако я не могу сказать, что успешный, потому что есть люди успешнее меня, и это меня никак не мучает и не тяготит. У каждого своя дорога. Успех – важный критерий, но не самый главный.
Мне кажется, что есть такие интересные вещи, глубины, высоты нашего дела, которые не связаны с понятием "слава". Есть масса примеров в истории искусства и культуры, когда люди гениально одаренные, великие мастера не имели успеха, а очень дешевые и гораздо менее талантливые актеры, певцы обретали огромную популярность и славу. Я считаю, что для взрослого человека существуют другие ценности.
— А что является лично для вас критерием успеха: внутренняя удовлетворенность, мнение коллег или отзывы зрителей?
— Для меня важно то, что я сам считаю нужным, но это складывается не только из моего внутреннего мира, а из реакции зрительного зала. Это очень важный параметр для театра.
— А мнение отца всегда было для вас важно?
— Нет, не всегда.
— Почему?
— Потому что он меня очень любил и как артиста. Он был не строгим по отношению ко мне. Он был всегда именно папой. Я видел, как он был под впечатлением от некоторых моих работ, но я всегда старался разделять его родственную связь со мной и объективность. У меня были учителя гораздо строже. В моей жизни есть люди, мнению которых я прислушивался и прислушиваюсь очень внимательно.
— В большинстве случаев людей продолжающих путь отца или матери часто сравнивают с родителями. Как вы относитесь к такому сравнению?
— Я отношусь к нему плохо. Не надо сравнивать. Я не люблю такого рода закономерности, типа природа отдыхает на детях великих людей или же наоборот. Представляете, сколько раз я это слышал в свой адрес, и каждый думал, что он первый, кто это сказал. На самом деле, мы знаем огромное количество фамилий и династий в искусстве, где талант не уходит и не уходит, то есть от детей переходит к внукам и правнукам и так далее. Таких примеров очень много. В моей семье все актеры. У меня и жена, и дочка не только работают в театре, но и еще преподают. Мне нравится, как они это делают. Они мне помогают. Вообще хорошо, когда в семье все актеры. Это не просто профессия, а образ жизни. Если муж – актер, а жена нет, то ей предстоит очень трудная жизнь, потому что она не сможет его понять.
— Но ведь говорят, что людям одной профессии, наоборот, тяжело жить вместе, потому что между женой и мужем начинается соперничество.
— У нас нет конкуренции, потому что в моей семье есть взаимное уважение. У моих родителей также была прекрасная семья. Мы очень любили друг друга. Может, это связано с тем, что мы нечасто виделись, даже редко и не успевали надоедать. У каждого было свое театральное дело, мы играли в разных театрах.
Я с папой работал вместе только последние шесть лет его жизни. Из-за того, что редко пересекались, скучали друг по другу. Наши встречи для меня были драгоценными. Моя же семья работает вместе со мной в одном театре и театральном институте. Мы немного шумные, я бы сказал настоящая итальянская семья, но это здоровый шум, потому что очень любим друг друга и помогаем.
— Намерены ли и в Москве отметить юбилей театра "Сатирикон"?
— Наверное, как-то отметим. Я не очень юбилейный человек. Не склонен ощущать пафос момента. Мне все время приходится быть на беговой дорожке, иначе тебя обгонят. У нас ведь тоже свое соревнование с другими коллективами за зрителя. В Москве театров очень много, и каждый тянет публику в свою сторону, поэтому надо быть конкурентоспособным. Одним словом, сильно "юбилействовать" не собираюсь.