БАКУ, 15 дек — Sputnik. Новый законопроект "О Вооруженных силах Азербайджанской Республики" во втором чтении был вынесен на обсуждение в ходе очередного пленарного заседания Милли Меджлиса АР, сообщает Sputnik Азербайджан.
Заседание проходило под председательством спикера Огтая Асадова.
Информацию о данном проекте предоставил первый заместитель председателя Милли Меджлиса, председатель комитета ММ по безопасности и борьбе с коррупцией Зияфет Аскеров. По его словам, новый документ полностью соответствует военной доктрине, национальным интересам и международным нормам.
В результате в ходе обсуждений вновь подготовленного законопроекта было предложено ввести парламентский контроль над ВС Азербайджана. В связи с чем депутат Фазиль Мустафа заявил, что в таком случае в статью 15 нового документа (контроль над деятельностью Вооруженных сил) должны быть внесены дополнения. Данное предложение также было поддержано депутатом Гудратом Гасангулиевым, который отметил, что в мировой практике уже имеются подобные прецеденты.
В свою очередь, парламентарий Сиявуш Новрузов, отвечая на высказывания о необходимости контроля над армией со стороны депутатов или представителей неправительственных организаций, отметил, что в Азербайджане контроль над ВС осуществляет Верховный главнокомандующий.
"В случае выявления каких-либо недостатков им проводятся структурные и другие изменения. В таком случае, неправильно предлагать осуществление контроля над армией со стороны любых негосударственных организаций", — сказал он.
Депутат рассказал, что порой о военной службе говорят те, кто не служил: "Армия — это не теория, а практика". Он отметил, что иногда Азербайджан сравнивает себя с США, но там совсем другая система. Главнокомандующий поручил, чтобы солдат не готовил еду, не мыл полы, а был готов к бою, изучал тактику, указал депутат, подчеркнув, что для других дел должны быть привлечены другие лица. Виды оружия меняются, модернизируются. Невозможно привлечь к обращению с оружием человека, который только окончил школу. Для этой цели на договорной основе привлекаются специалисты.
Но есть страны, где и солдаты служат на договорной основе, в таком случае контроль возможен. Потому что армия для таких лиц — это работа, место службы. Для их реабилитации и решения других вопросов обязательно привлечение НПО. Но общественный контроль над призванными на действительную военную службу не обязателен. Армия в целом должна быть закрыта для общества, чтобы самой решать свои задачи, сказал он.
Новрузов также выразил отношение к предложениям о назначении гражданского лица министром обороны. По его словам, министр обороны страны, находящейся в условиях войны, должен быть профессиональным военным.
"Однажды у нас министром обороны уже был назначен математик, и мы увидели, что произошло, что он сделал со страной. С этой точки зрения думаю, что во главе армии должен стоять профессиональный военный, поскольку наша страна находится в условиях войны. То, что в некоторых странах министрами обороны являются гражданские лица, становится причиной распространения подобных идей и у нас. Но стране, находящейся в условиях войны, вводить подобные статьи в закон недопустимо", — сказал он.
Информация об армии должна быть секретной, прессе не следует распространять ее помимо сообщений министерства обороны, подчеркнул парламентарий.
Между тем, в ходе заседания Гасангулиев высказал возражение в связи с введением ограничений на публикацию профессиональными медиа и журналистами информации о ВС страны. Он назвал это неправильным шагом.
"Если не писать о проблемах в армии, то их будет больше. Разумеется, любая тайна должна охраняться и она охраняется. Но запрещать профессиональным журналистам писать об армии, вводить ограничения — неверно", — считает парламентарий.
В свою очередь, депутат Азай Гулиев подчеркнул важность общественного контроля над армией.
Выступивший следом Зияфет Аскеров отметил, что прессе созданы условия писать об армии со ссылкой на Минобороны, и делать что-либо сверх этого неправильно. При этом он привел в пример ситуацию во время операции США в Ираке.
"Нам тоже следует сказать, что об армии писать не стоит, как это сделали США во время войны в Ираке? Хотите, чтобы мы сделали так же? Нам тоже, как и США, сказать "займитесь своим делом, мы воюем?", — заявил он, и затем, обратившись к присутствующим в зале журналистам, добавил "Вы слышали, уважаемые журналисты? Пишите правду!".
Кроме этого, первый заместитель председателя ММ подчеркнул, что азербайджанская армия — одна из самых демократичных в мире. По его словам, мнения о положении законопроекта "О Вооруженных силах Азербайджанской Республики", в котором отражены возможности армии вмешиваться во внутриполитические процессы, неправильны. ВС состоят не только из армии. Армия не имеет какого-либо отношения к внутренней политике. Вопросами внутри станы будут заниматься Внутренние войска, а не армия, сказал он.
Аскеров также отреагировал на слова депутата Тахира Керимли, который предложил, наряду с вытеснением противника с азербайджанской территории, наделить азербайджанскую армию полномочиями преследовать его на территории страны-оккупанта.
"Тахир муаллим, тогда это будет считаться оккупацией", — сказал Аскеров.
Напомним, что согласно последним изменениям в Конституцию, был разработан новый законопроект "О Вооруженных силах Азербайджанской Республики", определяющий правовое регулирование деятельности ВС. В новом документе было уточнено понятие "Вооруженные силы", которые, как отмечается, состоят из азербайджанской армии и других вооруженных соединений.
В четвертой статье (Основные обязанности Вооруженных сил) законопроекта говорится, что ВС участвуют в обеспечении политической стабильности, конституционного строя, общественного порядка и безопасности внутри страны. До сегодняшнего дня функцию по обеспечению политической стабильности, конституционного строя, общественного порядка и безопасности внутри страны наряду с другими структурами выполняли Внутренние войска МВД.
Так как Внутренние войска также относятся к ВС, после внесения в Конституцию последних изменений статья "Вооруженные силы участвуют в обеспечении политической стабильности, конституционного строя, общественного порядка и безопасности внутри страны" должна пониматься как предписание функции Внутренним войскам.
В первую очередь следует отметить, что принятый в 1991 году и действующий в настоящее время закон "О Вооруженных силах Азербайджанской Республики" определял правовые основы не в целом ВС, а только ее части — азербайджанской армии. В новом законопроекте впервые дается понятие о ВС АР, его неотъемлемой части – азербайджанской армии и о других вооруженных соединениях Азербайджанской Республики. Законопроект регулирует вопросы назначения, управления и военного строительства ВС Азербайджана, а также определяет основные обязанности и правовые основы деятельности ВС.
В свою очередь, деятельность структур, входящих в состав ВС, будет регулироваться в соответствии с новым законом "Об азербайджанской армии", законами "О разведке и контрразведке", "О Внутренних войсках", "О пограничной службе" и другими военными законами.
Законопроект был принят в результате голосования во втором чтении.