БАКУ, 12 дек — Sputnik, Фуад Ализаде. Развитие безналичных расчетов в Азербайджане может вскоре перейти на новый уровень, и это в немалой степени будет зависеть от новоназначенного министра налогов Микаила Джаббарова.
Количество платежных карт в банковской системе в октябре 2017 года достигло рекордной отметки в 1,788 миллиона единиц, увеличившись с начала года на 254 тысячи, или на 14,2%, говорится в статистических данных, опубликованных Центральным банком АР.
Столь стремительный рост стал следствием вступившего в силу с января текущего года закона "О безналичных расчетах", согласно которому, выдача заработных плат и получение доходов от хозяйственной деятельности может осуществляться лишь посредством безналичных расчетов, через банковскую систему.
Данный закон нацелен на достижение прозрачности при проведении сделок между участниками национального рынка для обеспечения защиты прав потребителей, а также стимулирования процесса замещения наличных расчетов безналичными и ускорения развития банковской системы республики.
В отношении прозрачности операций достигнут определенный прогресс: операции с дебетовыми и кредитными картами в октябре достигли рекорда в 8,687 миллиона операций на общую сумму 1,279 миллиарда манатов, что на 351 миллион, или 37,8% превышает данные за январь этого года.
Впрочем, сейчас стоит приложить усилия к тому, чтобы начисленные на платежные карты деньги не переводились населением в наличную форму, а использовались непосредственно при безналичных платежах за приобретенные товары и оказанные услуги.
По итогам октября посредством дебетовых и кредитных карт на территории страны населением было получено наличных денег посредством банкоматов и POS-терминалов (в основном в филиалах банков) на сумму 1,026 миллиарда манатов, что на 301 миллион, или 29,3% больше данных на начало года. Иными словами, практически весь рост безналичных операций пришелся на обналичку денег, севших на карточные счета.
С другой стороны, за отчетный месяц посредством банкоматов и POS-терминалов проведено безналичных операций на 107 миллионов манатов. Несмотря на то, что эта цифра на 22 миллиона манатов, или 25,9%, превышает данные за январь, приходится констатировать, что посредством безналичных расчетов, оплачивая товары и услуги, граждане использовали лишь 10,4% от средств, потраченных владельцами платежных карт.
Кстати, в начале года посредством дебетовых и кредитных карт в стране населением было снято в банкоматах и POS-терминалах наличности 725 миллионов манатов наличности, и 85 миллионов, то есть те же 10,5% от всех средств, потраченных с банковских карт, израсходованы при безналичных платежах.
Итак, законопослушные граждане, как предписывает закон "О безналичных расчетах", в короткий срок перевели получение зарплат и доходов из наличной формы в в безналичную, сделав банковской системе "подарок" в виде взлетевшего спроса на платежные карты и комиссии с операций по деньгам на картах. Но, как показывает ход событий, население оказалось не готово к безналичным расчетам, и по-прежнему отдает предпочтение наличности.
По сути, правительство придумало "кнут" в виде штрафов в случае выдачи зарплат или оплаты услуг наличными, но забыло о "прянике" — поощрении при проведении безналичных расчетов. А между тем, это один из важнейших элементов при продвижении безналичных операций в странах с развивающейся экономикой.
Основным таким стимулом должно было стать снижение налога на добавленную стоимость (НДС), составляющего в Азербайджане 18%, в случае оплаты товаров и услуг в безналичной форме. До сих пор министерству налогов предложение по снижению НДС для безналичных покупок продвинуть не удалось.
Отличившийся на посту министра образования своим новаторством и креативностью Джаббаров, став у руля налогового ведомства, возможно и сможет "пробить" изменения в порядке взимания НДС, который для населения должен стать "пряником", стимулирующим повсеместно платить за товары или услуги в безналичной форме.
Без этого шага наблюдающийся в настоящее время успех стратегии по переводу азербайджанской экономики на безналичные расчеты — успех, выраженный в количественном росте числа операций и сумм на банковских картах, будет очень трудно перевести в плоскость качественных изменений в виде готовности населения повсюду расплачиваться банковскими картами.