БАКУ, 11 дек — Sputnik. Любой орнамент, который представляется на международном уровне как азербайджанский, должен быть уникальным, и его принадлежность Азербайджану должна быть доказанной.
Об этом Sputnik Азербайджан сказала доцент кафедры моделирования Азербайджанского государственного университета культуры и искусства, модельер-дизайнер Фахрия Халафова.
На днях три наряда известного азербайджанского модельера-дизайнера были представлены в Санкт-Петербурге на выставке "История костюма". Открытие в реставрационно-хранительском центре музея в Старой Деревне "Галереи костюма" стало одним из важных событий программы "Дни Эрмитажа", которые проходили в северной столице России с седьмого по девятое декабря.
Ранее Халафова подписала с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским соглашение о передаче трех своих платьев в фонд музея. Новое хранение вместит предметы одежды и аксессуары с конца XVII века по XXI век.
Один из нарядов, вошедший в фонд Эрмитажа, выполнен в национальным стиле с использованием азербайджанского орнамента, традиционного для кялагаи (кялагаи — азербайджанский женский головной убор).
По словам Халафовой, на протяжении веков кялагаи оставался неотъемлемой частью национальной азербайджанской одежды, вошел в список материального культурного наследия ЮНЕСКО. Модельер отметила, что один из самых древних орнаментов кялагаи — это медальон, символизирующий солнце. Это очень редкий орнамент, который берет свое начало еще со времен Кавказской Албании.
"Если я хочу отразить в нарядах самобытность, именно азербайджанскую суть, то стараюсь выбрать орнамент не совсем распространенный, и чтобы он мог удивить, и был исконно азербайджанским. Важно, чтобы принадлежность орнамента азербайджанскому народу была доказанной, тогда его можно смело показывать", — сказала Халафова.
Второй наряд, переданный в фонд Эрмитажа, отличается редкой техникой сочетания цветов, декорирован полудрагоценными камнями. Третий наряд — из свадебной коллекции, исполнен в европейском стиле XIX века — второе рококо, которое вызвало большой интерес прежде всего из-за сложной техники кроя.
Халафова отметила, что целью выставки в Санкт-Петербурге является не только ознакомление посетителей с историческим костюмом, но и с работами современных дизайнеров, при этом основной мотив, как отметили и сами организаторы галереи — это воспитание хорошего вкуса, особенно у молодого поколения. Посетители получат возможность познакомиться с модными тенденциями современного дизайнерского искусства разных направлений и разных стран.
В настоящее время при Эрмитаже планируется создание международного учебного центра. По словам азербайджанского модельера, это не будет вуз в обычном понимании, его цель — способствовать созданию уникальных работ, которые стали бы отражением эпохи, а не каких-то сезонных тенденций.
"Там будут читаться лекции, даваться мастер-классы, а слушатели смогут поучиться у опытных дизайнеров и модельеров. Мне очень приятно стоять у истоков такого важного дела, я тоже с большим удовольствием приму участие в работе центра", — отметила дизайнер, выразив надежду, что азербайджанские дизайнеры станут первыми слушателями центра.
Халафова вошла в число первых четырех современных дизайнеров одежды, чьи работы включены в новую коллекцию Эрмитажа. Другие работы из коллекции ее платьев были выставлены с пятого по девятое декабря в отеле "Эрмитаж".
Отметим, что в 2014 году на девятой сессии ЮНЕСКО традиционное искусство и символика кялагаи, его изготовление и ношение были включены от Азербайджана в список культурного наследия ЮНЕСКО.