БАКУ, 4 дек — Sputnik, Ильхам Мустафа. Река Кура делит Агстафинский район на две части – с одной стороны районный центр и большинство сел, с другой – бескрайняя равнина Джейранчель и еще около десяти населенных пунктов.
Оба берега вот уже более 120 лет соединяет мост — согласно историческим источникам, он был построен еще в 1897 году.
Кроме того, в 80-е годы XIX века во время прокладки дороги Баку-Тбилиси было решено провести мост, соединяющий оба берега Куры. В результате появилось два моста, одним из которых стал железнодорожный.
С первого дня строительства пойлинские мосты были свидетелями больших политических процессов, передвижения различных армий с востока на запад и наоборот.
Жители поселка Пойлу помнят еще времена, когда один из мостов носил имя вождя мирового пролетариата Ленина. Примечательно, что в 1920 году он был разрушен грузинскими меньшевиками, взорвавшими мост, чтобы не пустить Красную армию в Тифлис.
После установления советской власти мост был восстановлен. Тогда же власти и решили назвать его в честь Ленина. Житель Пойлу Тахир Ибрагимов рассказал Sputnik Азербайджан, что в детстве часто слушал рассказы местного старожила дяди Васи, которого считали живой историей местной железнодорожной станции.
"Дядя Вася рассказывал, что в конце 20-х годов железнодорожный мост был полностью разрушен. Для его восстановления из Москвы прислали архитектора — еврея по национальности. Большевики поставили перед ним очень тяжелые условия по приему работы",- говорит Ибрагимов.
Так, чтобы проверить прочность моста, по нему пустили цистерны с нефтью, а под мостом в этом время стояли сам архитектор, его жена и трое детей. Все прошло хорошо, и тогда большевики решили усложнить проверку, и нагрузили вагоны сверх нормы. И только после того как мост благополучно прошел и эту проверку, работа была принята.
По словам Ибрагимова, в следующий раз капитальный ремонт моста был осуществлен только в 1997 году. Учитывая возрастающий объем грузо- и пассажироперевозок, в 2008-2014 годах был построен новый железнодорожный мост через Куру.
Что касается автомобильного моста, то за 120 лет он сумел выдержать наводнения и селевые потоки, и дошел до наших дней в целости и сохранности.
Даже после того, как в 90-е годы прошлого века во время работ на рудниках вулканического пепла, расположенных на территории Джейранчель, по мосту постоянно передвигались крупнотоннажные грузовые автомобили, мост не получил сколько-нибудь значительных повреждений. И это при том, что при его строительстве сварочные работы не проводились, а детали соединялись методом заклепочного соединения.
Учитывая важность этой дороги, на основе договора, заключенного между правительством Азербайджана и Азиатским банком развития, через реку был проведен еще один широкий автомобильный мост и на днях его сдали в эксплуатацию. А что касается 120-летнего моста, то учитывая его значение, решено охранять его как памятник истории.