БАКУ, 26 ноя — Sputnik. В лексиконе русскоговорящих очень много устойчивых выражений, связанных с той или иной профессией. И довольно часто употребляется в разговоре укоризненное "ругаешься, как сапожник", сообщает Sputnik Казахстан.
Герой нашей очередной публикации про профессии категорически не приемлет, когда его называют сапожником. Интеллигентно поправив не знающего, он заметит: "Я мастер по ремонту обуви".
За время нашего общения собеседник ни разу не выругался, выходит, это выражение вовсе не про него. Он не берется говорить о том, сложная или легкая работа, его больше заботит, что самая трудная профессия — быть человеком — в нынешнее время теряет свою значимость.
Как оказалось, по всей Астане днем с огнем не сыщешь мастера по ремонту обуви, который с удовольствием бы побеседовал с журналистом о своей профессии. В ходе поисков человека, который знает об обуви все, встречались недовольно бурчащие, с легким алкогольным амбре, снобы из столичных торговых домов и даже лишенные от природы дара речи.
Недельные поиски привели в микрорайон Целинный, где среди серых "хрущевок", стоит маленькая будка с подписью "Ремонт обуви". Местные жители уже семь лет бегут за "скорой помощью" к всегда улыбающемуся спасателю обуви.Когда-то неисповедимые пути советского прошлого привели Азиза Мурадова из горного Азербайджана в степные просторы Казахстана. Уже здесь он освоил далеко не модную, но очень нужную каждому человеку, несмотря на достаток и должность, профессию — обувных дел мастера.
"С превеликим удовольствием поговорю с вами", — растянувшись в улыбке из под густых усов и с характерным кавказским акцентом, сказал наш собеседник.
Усадив на обшарпанный диван в своей каморке, он отложил очередную пару обуви до востребования и принялся рассказывать о работе.
- Для того чтобы быть сапожником, нужно специальное образование?
— Я не люблю, когда меня называют сапожником. Я считаю себе мастером по обуви. Когда ко мне обращаются как сапожник, я делаю замечание. На самом деле, у меня высшее экономическое образование. Когда-то даже работал шесть месяцев главным бухгалтером. Когда я столкнулся с несправедливостью, то решил уйти. А это дело делаешь своими руками, даришь добро, и люди тебе говорят "спасибо". А для чего жизнь нужна? Для того, чтобы говорили "спасибо", а не для денег.
- Ручной труд очень ценен во всем мире…
— В народе говорят: "Друг смотрит в глаза, а враг — на ноги". То есть обувь должна быть настолько удивительно красивой, чистой, хорошо сделанной, что когда враг посмотрит и позавидует. Вот наша работа — сделать так, чтобы враг завидовал. У нас в Казахстане почему-то не ценится он. Не знаю, почему так. Любой мастер делает свою работу по технологии. Его труд должен справедливо оцениваться. А у нас когда говоришь цену, люди не понимают и не знают наш труд. Каждый мастер по обуви должен знать, как обращаться с ней, какую технологию применить, чтобы потом человек ушел довольный.
- В таком случае, справедливо будет спросит, сколько вы зарабатываете, скажем, в месяц?
— Я не считал, сколько зарабатываю в месяц. А в день бывает пять тысяч, а бывает — 25. Самое большое заработал — 37 тысяч тенге.
- Я обратила внимание на то, что во многих обувных мастерских работают мужчины кавказской национальности. Я не права или все-таки труд мастера по обуви поддается рукам горцев?
— Все народы носили обувь и у каждого народа были сапожники. Но, видимо, только кавказцы обратили больше внимание на это. Шучу. Может быть, денег больше было на обувь? И мы смекнули, что на этом можно зарабатывать. Мы же умеем делать хорошо и получать за это деньги.
- Часто в ремонтных мастерских наклеены объявления с текстом, что обувь надо приносить чистой. Все следуют этому правилу?
— К сапожникам относятся как к людям второго сорта. А я начинаю доказывать, что это не так. Я всегда говорю таким клиентам: "Вы в этой обуви ходите в туалет, а я потом ее руками держу. Я же тоже человек". Вон у меня стоит коробка с медикаментами: я после каждой обуви обрабатываю руки. Знаете, что более 700 нервов находится на ступнях? Ноги нужно беречь, это наше здоровье. Я работаю скальпелем. У меня спрашивают, почему я пользуюсь этим инструментом, я всегда отвечаю, что я хирург по обуви. Поэтому надо обувь беречь.
- Как часто приходится доказывать клиентам свою работу или ругаться?
— В этом районе я работаю уже семь лет, а в этой профессии — больше 30. За семь лет, честно говоря, я только "спасибо" и слышал. Понимаете, моя работа — это мое имя. Я должен делать свою работу так, чтобы люди потом сказали мне "спасибо" и вернулись снова к моей мастерской.
- А какую больше любите делать обувь — мужскую или женскую? При этом какие материалы используете?
— Конечно, женскую. Не могу сказать, почему так. Может быть, потому, что я обожаю женщин. С женской обувью надо обращаться так же нежно, как и с ее владелицей. Кстати, женщины более бережно относятся к своей обуви, следят лучше и носят дольше. Мужчины же — как попало. Сейчас обувь разная, бывают сапоги и за 800 тысяч тенге. Люди приносят на ремонт, им жалко выкидывать такие дорогие сапоги. Сейчас не то время, когда можно каждый месяц или даже год покупать новую обувь. В основном, конечно, идет китайская обувь. А материалы использую китайского и российского производства.
- Ваша работа участвует в конкурентной борьбе за клиента. Какие секреты маркетинга есть у вас?
— Вы читали "Капитал" Карла Маркса? Там написано, что все должно быть относительно. Я же не могу купить за пять рублей и потом продать за семь копеек. Рыночные отношения такие. Вы замечали, что многие сейчас стремятся относить свою обувь на ремонт, например, в "Хан Шатыр" или к мастерам в "Керуен"? Но там таким же материалом пользуются, что и я. Только в цене большая разница. Если я делаю за 2000 тенге, то они за 5000. Важно, что когда человек любит свою работу, он всегда улыбается. Я очень много чем занимался, но это мой хлеб. Чтобы быть профессионалом, человек в первую очередь должен быть ответственным, после этого пунктуальным. Если люди обращаются к тебе за помощью и ты обещал приготовить в какой-то срок, то нужно обязательно сдержать свое слово.
- Ваша профессия, безусловно, нужная и важная. Но почему такая непопулярная? Вряд ли молодые люди сейчас стоят в очереди, чтобы обрести навыки мастера по ремонту обуви…
— Семь учеников в этом городе. Кто-то из них работает и зарабатывает на жизнь, а кто-то бросил. Но я верю, что придет время и эта профессия снова станет популярной. Сейчас люди хотят больше зарабатывать: что-то купить, а потом продать и руки будут чистыми. Своими руками что-то производить мало кто хочет. Например, мастера обуви, которые с любовью относятся, теряют здоровье. Вот у меня есть маска для лица, я ее надеваю, когда надо точить обувь. Иначе невозможно. Но это чистый труд. Понимаете?