БАКУ, 3 ноя — Sputnik. Сразу два важных для Азербайджана события произошло в течение двух дней: открытие железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, России и Ирана.
Об этом на проходящей в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан конференции на тему "Экономическая и политическая составляющие проекта БТК" заявил политолог, руководитель аналитического центра "Атлас" Эльхан Шахиноглу.
По его словам, оба события способствовали увеличению роли в регионе и международного статуса Азербайджана.
"В последнее время встречаются заявления, что экономических дивидендов от БТК нет, есть только политические. Это неправильное мнение. Многие страны заинтересованы в этом проекте, а с включением в него Китая экономическая польза проекта возрастет еще больше", — заявил эксперт.
По его словам, между Азербайджаном, Грузией и Турцией существуют близкие взаимоотношения, которые уже перешли на уровень военного сотрудничества и проведения трехсторонних военных учений: "То есть, даже если Китай не присоединится к этому проекту, БТК будет укреплять отношения этих трех стран. Этот проект объединит множество стран и в сфере политики, заметен к нему интерес и со стороны Казахстана и Узбекистана".
Однако, подчеркивает Шахиноглу, для повышения экономической отдачи проекта важны два фактора: во-первых, тарифы и условия должны соответствовать интересам сторон, чтобы Европа была заинтересована в перевозке части грузов именно отсюда, а не через Россию. Во-вторых, надо создать хорошие условия, чтобы перевозки через Каспийское море не задерживались, заключает политолог.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. В рамках проекта восстановлена железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в турецком городе Карс. Общая протяженность БТК составляет 826 километров.
Протяженность участка Ахалкалаки-Карс составляет 105 километров, из которых 76 километров приходится на долю турецкой, 29 километров — грузинской территории. Также определенная реконструкция была осуществлена на участке Ахалкалаки-Тбилиси.
После введения в эксплуатацию железной дороги ожидается увеличение взаимной торговли между Азербайджаном, Грузией и Турцией до 10 миллиардов долларов ежегодно.
Предполагаемая пропускная способность БТК — миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.