БАКУ, 1 ноя — Sputnik. Преобладающее большинство продаваемых в секторе общественного питания импортных алкогольных напитков является контрафактным. Об этом Sputnik Азербайджан сообщили в Ассоциации отелей и ресторанов Азербайджана, основываясь на данных проведенных мониторингов.
Азербайджан становится одним из популярных направлений для отдыха туристов, и по итогам января-сентября 2017 года страну посетили 2,072 миллиона иностранных граждан, гласит статистика министерства культуры и туризма АР.
Присутствие на рынке общественного питания и гостиничного хозяйства (HORECA) контрафактных напитков вызывает серьезную обеспокоенность, говорится в сообщении Ассоциации. Следствием потребления некачественного, поддельного алкоголя могут быть серьезные нарушения здоровья, а в некоторых случаях и смерть.
"Если подобное случится с иностранными туристами, то помимо того, что будет нанесен удар по имиджу объекта, где это произошло, этот негатив отразится и на имидже страны. Объекты в сфере HORECA должны серьезно задуматься над тем, где и у кого закупается товар", — отметил председатель правления Ассоциации Самир Дюбенди.
В 2016 году производство, импорт и продажа алкогольных напитков и табачных изделий были исключены из списка видов деятельности, требующих лицензирования, что в свою очередь стимулировало развитие данного сегмента бизнеса в стране. Также были усовершенствованы механизмы государственного контроля и ужесточены санкции в адрес нарушителей, а за торговлю алкоголем за наличный расчет (за исключением розничной торговли) введено уголовное преследование.
Однако, подчеркивается в сообщении Ассоциации, многие объекты HORECA, преследуя личные интересы, ставя под угрозу здоровье населения и иностранных туристов, игнорируют действующее законодательство, продолжая закупать алкогольную продукцию за наличный расчет как у "челноков", так и у иных нарушителей закона.
"У нас имеются даже факты того, что поддельный товар заказывается барменами и менеджерами, которые заведомо знают о (нелегальном) происхождении товара, а доставку контрафакта осуществляют не только "челноки", но и недобросовестные сотрудники официальных дистрибьюторов. Поразительно то, что в некоторых случаях, инициатором как закупа, так реализации контрафакта является сам владелец бизнеса с целью увеличения прибыли", — отметили в Ассоциации.
Подтверждением того, что на рынке имеется контрафактный товар, является и то, что со стороны некоторых дельцов происходит скупка тары по ценам, явно не соответствующим стоимости утилизации.
"К примеру, если стоимость утилизации одной бутылки стоит в пределах 0,04-0,1 маната, то тара из-под брендового алкоголя скупается за 2-4 маната. А это означает, что она уйдет в повторное производство поддельного товара", — отмечается в сообщении.
Данный факт был бы оправдан, если пустые бутылки скупались самими же импортерами, в целях защиты товара, но это происходит отнюдь не с их стороны. Ситуация же усугубляется тем, что этим заняты даже компании-утилизаторы, но они явно являются посредниками в преступной схеме.
"Помимо этого, активизировался ночной рынок продажи алкоголя. С наступлением темноты "челноки" развозят по объектам алкоголь, доставляют контрафактный и контрабандный товар", — отмечается в заявлении.
Данная ситуация вынуждает официальных импортеров и дистрибьюторов алкогольных напитков демпинговать, а порой, даже реализовывать контрафакт, так как иначе конкурировать они не могут, утверждается в сообщении Ассоциации. Здесь считают, что с учетом масштабов компаний-импортеров и их развитой логистической сети их участие в нелегальной торговле алкоголем приведет к непредсказуемым негативным последствиям как для потребителей, так и для бюджета страны и бизнеса в целом.
"Недавняя операция Службы государственной безопасности Азербайджана по выявлению и задержанию более 600 тысяч поддельных акцизных марок — яркое свидетельство того, что масштаб контрафакта в стране внушительный", — отмечается в сообщении.
"Мы можем принять на себя инициативу обращения в специализированные организации по тестированию качества алкогольных напитков. Призываем все общественные организации, задействованные в секторе общественного питания и защиты прав потребителей присоединиться к данной инициативе", — отметил председатель Ассоциации.
Одним из путей усиления контроля качества и упорядочения процессов, связанных с оборотом алкогольной продукции, может быть и создание единой государственной автоматизированной информационной системы по аналогии иных стран.
Напомним, что в соответствии с Указом президента АР Ильхама Алиева о дополнительных мерах по усовершенствованию системы продовольственной безопасности создается Агентство продовольственной безопасности Азербайджана, которое начнет свою деятельность с 1 января 2018 года. "Агентство сыграет незаменимую роль в усилении контроля над качеством продуктов питания, в том числе напитков и защиты прав потребителей", — считают в Ассоциации.
Ассоциация отелей и ресторанов Азербайджана создана в 2009 году, насчитывает более 60 членов. Основные направления деятельности — помощь в развитии туристической индустрии и индустрии гостеприимства в Азербайджане.