БАКУ, 27 окт — Sputnik. США оказывали и продолжат оказывать давление на Россию, Иран, Азербайджан и Турцию в целях не просто смещения лидеров, но и изменения характера строя. Штатам нужны управляемые страны, сказал Sputnik Азербайджан политолог, научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон накануне утвердил перечень лиц и организаций, связанных с российской разведкой и оборонно-промышленным комплексом, против которых будут введены санкции. Кроме этого, палата представителей Конгресса США также одобрила законопроект о санкциях, связанных с ракетной программой Ирана.
Караваев указал на то, что в последнее десятилетие набирает ход тенденция очень критического отношения Запада к постсоветскому пространству. И в итоге это вылилось в применение инструментов давления. По отношению к России поводом явилась, конечно же, ситуация с Украиной.
И на этой волне, отметил он, в адрес России выкатили все возможные барьеры, санкции, ограничения, методы неформального регулирования внешней политики ее партнеров.
"Тогда же началось оказание давления со стороны США на партнеров России по широкому кругу – начиная от государств Тихоокеанского региона и кончая ее друзьями в странах Европы и постсоветского пространства, включая Азербайджан", — сказал эксперт.
Собеседник Sputnik уточнил, что это давление проявлялось не в плане экономического воздействия. По его словам, оно, как пример, проявлялось в виде навязывания стандартов демократии и методов более транспарентного политического управления.
А это, отметил Караваев, само по себе не отвечает линии развития этих стран и тем задачам, которые государство ставит для сохранения своей индивидуальной самостоятельности в глобальном мире.
"Это все коснулось Азербайджана напрямую. Он испытал на себе и давление со стороны ПАСЕ, и намеренно направленные сливы информации, касающиеся офшорной деятельности азербайджанских компаний", — подчеркнул политолог.
Эксперт указал также на то, что, кроме Азербайджана, все это в комплексе направлено и в адрес Казахстана, Узбекистана и Беларуси. В их отношении, по его словам, Западом проводится политика квазисилового воздействия с элементами мягкой силы. Только здесь мягкая сила понимается не как способы наращивания привлекательности Запада, а как элементы неинституционального давления, подчеркнул он.
Что же до Ирана, то, по словам Караваева, он в этой ситуации вообще является самой пострадавшей стороной. И если в 80-90-х годах прошлого века было понятно, почему Америка проводила в отношении него такую политику, то сейчас этому логических объяснений нет.
Собеседник Sputnik напомнил, что тогда Иран был далек от того, чтобы быть открытой страной и сам по себе религиозный режим требовал реформ.
Но когда в начале 2000-х они были осуществлены и стало видно, что Иран развивается, не используя какие-то агрессивные, экстремистские методы внутри страны, санкции в отношении него были сохранены. Кроме того, находились дополнительные причины для их наращивания, сказал он.
"И когда это стало действительно серьезной проблемой в многоуровневой интеграции по линии Турция-Азербайджан-Россия-Иран, то эта четверка стала координировать макроэкономическое и политической взаимодействие, ориентируясь на то, что они находятся под сильным давлением со стороны США", — отметил эксперт.
Естественно, это не отменяет индивидуальную линию отношений каждого из этих государств с западным миром. Особенно учитывая то, что история и обязательства этих стран были абсолютно разные, заключил Караваев.