БАКУ, 10 окт — Sputnik, Ирада Джалил. Десятое октября – профессиональный праздник пожарных, а значит и сотрудников Государственной службы пожарной охраны при министерстве по чрезвычайным ситуациям АР (МЧС). Заместитель начальника службы полковник внутренней службы Рза Худиев рассказал в интервью Sputnik Азербайджан о достижениях, а также проблемах и недостатках в работе азербайджанских пожарных.
— Расскажите, пожалуйста, читателям о новшествах в работе Службы пожарной охраны.
— Как известно, 16 декабря 2005 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ о создании министерства по чрезвычайным ситуациям. Наша служба начала функционировать в составе МЧС с 2006 года.
До образования МЧС технику для пожарной службы в последний раз закупали в 1992 году. У большинства срок эксплуатации к тому времени уже давно истек. После создания министерства была составлена большая программа, мы выдвинули свои предложения и тем самым с марта-апреля 2006 года в нашей работе начались определенные подвижки.
Сегодня вокруг Баку строятся новые населенные пункты, растет число многоэтажных домов. У нас, к примеру, есть свое отделение в Говсане. Планируется построить новые отделения как в столице, так и в регионах – 24 и 86 соответственно. За последнее время в Баку и пригородах было открыто 19 пожарных отделений, в том числе в Бинагади, Баладжары, Сулутепе, Нардаране, Забрате, Мехтиабаде, Новханы.
Всего в столице и в регионах построено 30 новых пожарных отделений. Тем самым проделана огромная работа. Думаю, до декабря будет открыто еще несколько.
Как я уже отметил, вся техника у нас была устаревшая, не отвечала современным стандартам. Но в последнее время за счет выделенных средств была закуплена техника из России, Германии и Франции.
В настоящее время пожарные обеспечены современной экипировкой, шлем-каской, обувью, спасательным оборудованием, соответствующим современным стандартам.
Наша академия также готовит профессиональные кадры. Ежегодно около ста молодых офицеров вступают в наши ряды, а наши сотрудники, путь и заочно, продолжают свое образование, в том числе в Украине, Беларуси. Коллектив с каждым разом молодеет, мы работаем с молодыми специалистами. Тем самым можно уверенно сказать, что за последние десять лет у нас было очень много достижений.
— Если сравнивать нашу пожарную службу с аналогичными службами, к примеру, в России или Германии, какие недостатки вы бы у нас отметили?
— Нам бы хотелось, чтобы технические средства периодически обновлялись. Например, мы покупаем автомобиль, но это же не означает, что мы будем водить его всю свою жизнь. Любая техника имеет свой срок эксплуатации.
В то же время я бы хотел, чтобы у нас была техника, соответствующая разным типам пожаров. У нас есть нефтяная сфера, леса, многоэтажные дома, и в случае пожара для каждого из них требуется специальное оборудование. В Азербайджане, к примеру, очень высокие горы, на них тяжело взбираться, пожарные машины там проехать не могут.
Поэтому во время пожаров на севере, северо-западе или юге республики возникает необходимость в гусеничных машинах. Правда, леса горят не так часто, и постоянно пользоваться такой техникой не придется.
Сегодня для тушения пожаров в развитых странах используют дроны. Хотелось бы, чтобы и у нас они были, потому что использование во время пожаров вертолетов – это дополнительные траты.
Также не хватает машин с автолестницами, которые помогают бороться с возгоранием в многоэтажных зданиях. Они очень дорогие. Раньше в Баку было всего несколько таких машин, но сейчас они есть почти во всех административных территориях. Министерство закупило много техники, но нехватка все равно ощущается. Их должно быть достаточное количество, чтобы мы могли обеспечить все районы республики.
— Какие средства вы используете при тушении пожаров в многоэтажных зданиях?
— Как правило, используем специальные средства. Так, специальную пену применяем при тушении легковоспламеняющихся жидкостей. Квартиры в основном тушим водой. Во время тушения пожаров повреждениям подвергаются и соседние квартиры, поэтому мы требуем у личного состава экономно пользоваться водой, чтобы не затопить их.
В отделениях в Сабаильском, Ясамальском и Наримановском районах применяется новая техника, благодаря которой вода выбрасывается из шланга в небольшом количестве в виде пара, брызг и позволяет потушить пожар в каком-то локальном месте за короткий срок. Однако, при крупном возгорании такие автомобили неэффективны. Конечно же, хотелось бы, чтобы подобных автомобилей и техники у нас было больше.
— А пробки вам мешают?
— Еще как! К сожалению, водительская культура у нас еще не развита. Вы и сами видите, у нас не любят уступать дорогу, машины выезжают на встречную полосу.
Мы периодически проводим тренинги с нашими водителями. Пожарные машины должны следовать правилам дорожного движения. Мы обучаем водителей и в конце года они сдают экзамены.
— В Баку на окнах квартир, расположенных на первых и вторых этажах, как правило стоят решетки, они вам не мешают в работе?
— Железные решетки постоянно создают нам проблемы. В некоторых случаях нам приходится проникать в дом не через дверь, а через окна. Решетки отнимают время, за которое огонь еще больше распространяется.
Я могу рассказать вам случай из моего опыта. В 90-х годах на улице Ази Асланова, 101 произошел пожар, это было старинное трехэтажное здание. Там дети вцепились руками в решетки и звали на помощь, а к ним сзади подступал огонь. Мы с трудом сняли эти старые железные решетки и спасли детей. Когда я зашел внутрь, то увидел, как в постели лежит пожилая женщина лет 80-ти. Мне удалось вынести ее, но спустя несколько дней она скончалась в больнице от ожогов. Если бы не эти решетки, женщина осталась бы жива. Еще один случай произошел десять лет назад в Бинагади. Там во время пожара погибло трое детей. А все из-за железных решеток — дети просто не смогли выбраться наружу, когда огонь охватил входную дверь.
Случаев много было, всего и не запомнишь. Я тушил пожары на нефтяных платформах, в многоэтажных домах, больницах. Видел и настоящие чудеса. Например, во время пожара в квартире в Насиминском районе сгорело практически все, но огонь не затронул место, где лежал Коран.
— Летом вы участвовали в тушении крупных лесных пожаров в соседней Грузии. Расскажите немного об этом.
— Пожар произошел в горах возле Боржоми, там очень красивые места. Нам пришло указание 22 августа, и 23-го утром группа под моим руководством и при сопровождении техники – почти 20 единиц – прибыла на место.
Леса горели на большой территории. Всю ее поделили на три сектора. В одном вместе с местными жителями работали грузинские пожарные. Во втором тоже, но их было мало. В третьем секторе работали армянские пожарные.
Нам дали второй сектор, и это было место, откуда огонь распространялся в направлении города. Мы участвовали в тушении с составом в 130 человек. За два дня мы успешно потушили огонь на всей вверенной нам территории. Тогда премьер-министр Грузии попросил нас потушить огонь в первом секторе. Мы и это сделали.
Премьер-министр приехал на нашу территорию, поблагодарил нас и нашего президента, сказал, что доволен нашей работой.
Мы вернулись 29 августа и уже 1 сентября отправились в Габалу для ликвидации пожара. Пожар в Габале был намного сложнее, чем в Грузии. Леса отличаются друг от друга. В нашем случае было много зарослей, огонь распространялся намного быстрее. Да и горы у нас намного выше, чем там. Работать в наших горах очень сложно.