БАКУ, 28 сен — Sputnik, Рамиль Ибрагимов. Всю свою жизнь майор Чингиз Исаев посвятил военному делу и даже после увольнения из армии решил не бросать профессию, а обучать ей подрастающее поколение.
Преподаватель начальной военной подготовки в прифронтовом селе, Исаев окончил в 1988 году Высшее военное училище в Эстонии. С 1992 года он служил в рядах вооруженных сил бывшего СССР, в военных частях, расположенных на территории России и Казахстана.
С началом Карабахской войны Исаев приехал на родину и поступил на службу в Национальную армию Азербайджана. Принимал активное участие в боях в направлении Агдама и Тертера.
Отслужив десять лет, уволился из армии.
"Родине надо служить всю жизнь", — заявил ветеран войны в беседе со Sputnik Азербайджан.
Вот это желание служить родной земле привело его сначала в среднюю школу села Исмаилбейди Тертерского района, а потом — в село Гапанлы, расположенное у линии соприкосновения.
По его словам, преподавание детям военной подготовки для него — продолжение военной службы: "Как человек, прослуживший в армии долгие годы, я не могу жить вдали от фронта. Наверное, поэтому сейчас я здесь, в прифронтовом селе. И я горжусь своей работой".
Он говорит, что за 15 лет работы в селе уже привык преподавать в экстремальных условиях. Однако, столкновения на линии соприкосновения оказывают влияние на учебный процесс.
По словам педагога, у кого-то появляется чувство страха, а у кого-то — растет презрение к противнику: "Возможно, жизнь и учеба в прифронтовой зоне способствует тому, что у школьников повышается интерес к военному делу. За последние десять лет каждый год хотя бы один выпускник нашей школы поступает в военное училище".
Исаев также рассказал, что дети часто приносят на урок пули, которые собирают в своих дворах, спрашивают, что это за пули, на каком расстоянии они достигают цели, интересуются видами военной техники и оружия.
Вообще, продолжил он, почти каждый школьник приходит утром на занятия и хочет узнать побольше об оружии, из которого стреляли по селу прошедшей ночью: "Я стараюсь научить их и военному делу, и тому, как вести себя в таких условиях".
При этом учитель рассказал и о недостатках в преподавании военного дела. Прежде всего они связаны с отсутствием необходимых наглядных учебных пособий: "Как военный, я считаю, что учебное оружие поможет привить им практические навыки. Мы проводим теоретическое обучение, но нужны наглядные пособия".
Но все же самое большое желание Чингиз муаллима – обучать детей в мирных условиях. Так, в прошлом учебном году шестеро из 15 одиннадцатиклассников поступили в вузы, один из них – в военную академию. Но Исаев все же не считает это большим успехом учеников, или школы.
Он уверен, что настоящий успех придет тогда, когда дети начнут учиться в мирных условиях, без звуков взрывающихся снарядов и летящих пуль.