БАКУ, 28 сен — Sputnik, Ирада Джалил. Рост спроса на услуги такси способствовал появлению в этой сфере многочисленных онлайн-служб. Несмотря на то, что "традиционные" таксисты-частники в стране работают по-прежнему, организованные коммерческие компании уверенно набирают популярность среди населения.
Сегодня в Баку функционирует несколько компаний, заметно отличающихся по уровню, видам оказываемых услуг и ряду других факторов.
В таких службах по онлайн-заказу, как Taxify, Uber, Ok Taxi, City Taxi, 189 Taxi и других можно не только заказать поездку за приемлемую цену, но и самому устроиться на работу.
Корреспондент Sputnik Азербайджан поговорила с водителями — сотрудниками вышеуказанных служб, которые рассказали об особенностях своей работы.
Анар Агаев работает водителем такси одной из служб онлайн-заказа более двух месяцев. "Все просто – становишься членом компании, они предоставляют клиентов, и с каждого надо выплачивать компании 15%", — говорит он.
По его словам, если трудиться беспрерывно, то за восемь часов можно выручить 40-50 манатов: "Чем больше работаешь, тем больше зарабатываешь. Порой за рулем по 12 часов. В такие дни набирается около 70 манатов. Так что в месяц получается примерно 1500 манатов. А мои повседневные расходы не превышают нескольких манатов".
Система навигации показывает местонахождение водителей, и в call-центре выбирают того, кто в данный момент находится ближе всех к клиенту: "Тем самым, мне не приходится впустую водить автомобиль. И каждая наша минута рассчитывается. И кстати, минуты, проведенные в пробке, вычитываются у клиента".
Агаев также рассказал, что за перевозку грузов, в том числе больших сумок, также взимается плата, о чем он всегда заранее предупреждает клиента. Однако при этом водители из служб, как правило, не помогают разгружать и загружать вещи в автомобиль.
Другой водитель – Сохраб Аббасов сообщил, что "таксует" только по ночам и выходным дням, так как в остальное время работает в другом месте: "Я развожу клиентов в основном с восьми вечера и до двух ночи. В день зарабатываю по 30-40 манатов".
Он устроился сразу в несколько служб такси, и работает с теми, кто предложил клиентов. По его словам, по ночам клиенты платят больше: "За дополнительную плату я могу также перевозить грузы, помогаю загружать и разгружать вещи".
Аббасов говорит, что многие работающие с компаниями водители не хотят ставить на свои авто знак такси: "Сам я всегда еду с "шашками". Такси чаще пользуются женщины, и они просят, чтобы мы ставили знак, не хотят лишних разговоров. Я их понимаю".
Водитель сетует, что плата за их услуги очень низкая, но многие и того платить не хотят. По ночам ездить особенно рискованно: "Бывает, что отвезешь человека, куда он просит, а он потом уверяет, что нет денег, хоть убей, или вообще скажет: "Не даю, уезжай отсюда". Я не люблю спорить… Одно радует — такое случается нечасто".
Но все же большинство жителей столицы вполне довольны новыми службами такси.
Айсель Заманова рассказала, что раньше останавливала такси на улице, но теперь перешла на систему онлайн-заказа: "Маршрут, за который обычные частные таксисты берут семь манатов, службы такси оценивают в три-четыре маната. Проблема только в том, что водители этих служб плохо знают город, пользуются системой навигации, а она часто подводит".
Для таксистов выражение "время – деньги" актуально в самом прямом смысле. Каждая минута ожидания клиента стоит пять гяпиков. А если клиент заказал такси, а сам не явился, то в зависимости от времени, которое таксист потратил на его ожидание, и места ожидания, выписывается штраф, который при следующем заказе обязательно прибавится к плате за услугу.