БАКУ, 8 сен — Sputnik. Объекты питания в регионах страны находятся в плачевном состоянии, в такой ситуации говорить о развитии туризма просто не приходится. Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт в сфере туризма Бахадур Билалов, комментируя уровень обслуживания в туристическом сервисе.
На сегодня в большинстве районов республики, традиционно популярных у местных и иностранных туристов, сервис в кафе и ресторанах низкий, при этом цены непомерно высокие.
"Садишься за стол, перед тобой официант в грязной одежде расстилает грязную скатерть. Меню нет, и клиент не знает ни состава, ни цены, ни веса заказываемого блюда. А счет в итоге оказывается прямо противоположным тому, что заказал", — говорит Билалов.
С такой ситуацией сталкиваются все, и постоянная критика не оказывает никакого воздействия, продолжил эксперт. Глава государства издал указ, который заметно облегчил деятельность предпринимателей, но, к сожалению, многие стали злоупотреблять новыми возможностями: "Эти люди живут сегодняшним днем. Они не думают о том, что если будут работать по мировым стандартам, то их доходы будут только расти. Они не понимают, что если хорошо обслужат клиента, он будет рекламировать их другим".
В свою очередь, директор Ассоциации поддержки оздоровительного и термального туризма Руслан Гулиев считает, что в данной сфере существуют определенные продвижения.
"Нельзя говорить, что низкий сервис присутствует во всех региональных объектах. В определенных местах проблемы, конечно же, существуют", — отметил Гулиев и добавил, что министерство культуры и туризма работает в данном направлении, проводит тренинги, осуществляет иные проекты.
По мнению эксперта, повышение цен на энергоносители напрямую повлияло на цены на туристическом рынке. Тем не менее, продолжил он, в нынешний летний сезон все центры отдыха в регионах республики были переполнены. То же самое наблюдалось и в прошлом году.
По мнению эксперта по туризму Рамина Заманова, высокие цены и низкое качество обслуживания в объектах общественного питания в регионах связаны с тем, что туристический бизнес носит сезонный характер.
Кроме того, свою роль играет и отсутствие конкуренции. "В округе работают два-три нормальных ресторана. Они договариваются между собой и держат цены стабильно высокими", — считает он.
По словам эксперта, туризм в регионах Азербайджана только начинает развиваться, и со временем все станет на свои места. При этом он отметил, что некоторые местные органы государственной власти незаконно вмешиваются в данную сферу: "И порой владельцы ресторанов вынуждены возмещать возрастающие расходы, дополнительно вписывая их в счет услуг, предоставляемых клиентам".
Что касается уровня обслуживания, то в районах очень мало профессиональных училищ, где бы готовились соответствующие кадры, отметил Заманов. И работники в объектах питания работают посезонно.
Кроме того, эксперт указал на отсутствие достаточного числа туристических объектов: "Отелей мало, конкуренции нет. А из-за отсутствия конкуренции цены высокие, а качество услуг — низкое".
Тем не менее, Заманов считает, что несмотря на все недостатки можно говорить о развитии туризма в Азербайджане. "Число туристов, посетивших Азербайджан за последние три года, возросло на 300%. А значит, развитие есть", — уверен эксперт. Все происходящее он называет вполне естественным, отметив, что сегодня даже в туристически развитых странах можно встретить объекты с низким уровнем услуг.