БАКУ, 12 июл — Sputnik. В выражениях, использованных российско-израильским блогером Александром Лапшиным в заметках, есть прямой призыв к признанию Нагорного Карабаха территорией Армении.
Как сообщает Sputnik Азербайджан, такое заключение в среду дала эксперт Центра судебной экспертизы Алмаз Байрамова, приглашенная на процесс по ходатайству адвоката подсудимого Эдуарда Чернина.
"Где Армения, там и Карабах!" — это лозунг, который носит характер призыва, то есть он соглашается с действительной ситуацией", — сказала на суде эксперт.
На вопрос адвоката о том, стали ли только эти два слова достаточным основанием дачи такой оценки, Байрамова ответила, что есть и другие выражения Лапшина, которые были изучены: "Общая мысль заметок Лапшина такова: он иронически высказывается о "черном списке" МИД Азербайджана и заявляет, что "будет пересекать границы республики столько, сколько надо". Назвать Карабах Арцахом — значит признать его армянской территорией".
Адвокат остался недоволен заключением экспертизы, заявив, что Лапшин в заметках критиковал Армению, но почему это не нашло свое отражение в анализе статей.
Лапшин, в свою очередь, задал вопрос эксперту: "Как на армянском звучит слово "Карабах"?". И сам же ответил: "Арцах".
"Я написал, что Армения контролирует стратегические высоты Карабаха, почему это расценивается, как призыв против Азербайджана? Карабах граничит с Арменией, и поэтому я написал, где Армения, там и Карабах. Изучена ли видеозапись? Простите, в чем заключается призыв, если я прямым текстом сказал, что территориальная целостность Азербайджана должна быть восстановлена?" — сказал Лапшин.
Адвокат отметил, что десять свидетелей, опрошенных по делу, не имеют отношения к Лапшину: "Они говорили об общей проблеме — Карабахе, но не знали Лапшина. Свидетелем считается тот, кто видел преступные действия своими глазами, поэтому я прошу суд изъять показания из списка доказательств вины подсудимого".
На это возразил гособвинитель, сказав, что защита должна была выразить протест на подготовительном этапе судебного расследования, но не сделала этого, а заявила об этом только на завершающей стадии процесса.
Судья объявил, что этап судебного расследования завершен, а следующее заседание, на котором ожидается выступление гособвинителя, назначено на 14 июля.
Напомним, что 26 января 2017 года заместитель генерального прокурора Беларуси вынес постановление о выдаче российско-израильского блогера Александра Лапшина Азербайджану для уголовного преследования. Позже городской суд Минска признал это решение законным. Верховный суд Беларуси является последней инстанцией, в которой Лапшин мог опротестовать постановление Генеральной прокуратуры.
Экстрадиция Лапшина осуществлена в соответствии с решением Верховного суда Беларуси 7 февраля 2017 года. Напомним, что симпатизирующий карабахским сепаратистам Лапшин не раз совершал несогласованные с официальным Баку, а значит незаконные визиты на оккупированные азербайджанские территории, за что еще в 2011 году был включен в "черный список" МИД Азербайджана.
Подробности громкого дела Александра Лапшина читайте здесь >>
Однако, в июне прошлого года Лапшин въехал в Азербайджан через территорию Грузии по украинскому паспорту. Пройти пограничный контроль и оказаться в Баку Лапшину удалось благодаря тому, что в украинском паспорте имя "Александр" было указано на украинском – "Олександр".
Азербайджан объявил Лапшина в международный розыск за нарушение закона "О Государственной границе" и Миграционного кодекса АР. В отношении Лапшина были возбуждены уголовные дела по двум статьям: 281.2 (призывы, направленные против государства) и 318.2 (незаконное пресечение государственной границы Азербайджанской Республики) УК АР. Азербайджан объявил блогера в международный розыск за нарушение закона "О государственной границе" и Миграционного кодекса АР.
Согласно статье 281.2 УК АР, публичные призывы, направленные против государства, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет, а по статье 318.2 УК АР незаконное пересечение государственной границы Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы сроком до пяти лет. Согласно процессуальному законодательству Азербайджана, при назначении меры наказания сроки по статьям не суммируются, в расчет принимается максимальный размер наказания.