Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй формирует правительство при поддержке Демократической юнионистской партии (ДЮП) Северной Ирландии.
"Это правительство будет вести страну вперед через критически важный этап переговоров по Brexit, которые начнутся всего через 10 дней (19 июня)", – пообещала премьер. ДЮП завоевала 10 мандатов и выразила готовность поддерживать инициативы консерваторов в парламенте.
Звучало это, правда, далеко не оптимистично, так как на выборах, которые инициировала Тереза Мэй, ее партия потерпела поражение.
Теперь критики Мэй говорят, что избиратели отказали премьеру в мандате на переговоры с ЕС с тех жестких позиций, о которых говорили она и члены ее правительства.
"То, что консерваторы потеряли большинство, объясняется уходом сторонников ЕС и молодых избирателей к лейбористам", — сказал BBC политолог Джон Кёртис.
"Если эти выборы были о Brexit, то не следует ли нам заключить, что Британия отвергла "жесткий Brexit", миссис Мэй?" — написал в Twitter ветеран британской политики и дипломатии, лидер либеральных демократов в 80-90-х Пэдди Эшдаун.
Именно это и привело к так называемому "брюссельскому цейтноту". Дело в том, что еще в начале переговорного процесса сторонам было ясно, что договориться по всем тысячам аспектов взаимоотношений Британии с Евросоюзом физически невозможно в нужные сроки (до конца 2018 года) — нужно политическое решение. Но для этого необходима политическая стабильность в самой Великобритании, а ее пока нет. И поэтому говорить о том, что переговоры начнутся 19 июня, невозможно. Лейбористы не считают возможным отвергнуть принятое большинством граждан решение о выходе из ЕС, но их позиция по условиям выхода заметно мягче, чем у консерваторов: они хотят сохранить отношения в прежнем виде, насколько это вообще возможно, и не намерены ставить во главу угла борьбу с иммиграцией.
Как ни странно, но в Европе после провальных для Мэй выборов воспрянули духом. Ангела Меркель, находясь с визитом в Мехико, заявила, что не видит препятствий для начала переговоров о Brexit по ранее согласованному графику несмотря на результаты прошедших в Британии выборов. Меркель понимает, что ранее эти сроки губительны для Великобритании, в которой фактически произошел раскол. Но у нее расчет на резкое смягчение позиций Британии по Brexit, чего требуют лейбористы. Поддерживает Меркель в скорейшем начале переговоров глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, которого в свое время Тереза Мэй предупредила, что говорить с ней будет очень трудно.
Это слово не раз упоминалось в разных контекстах – от делового, до едкого смысла. С самого начала на сделку пошел Евросоюз, решив, так сказать, "срубить бабла" с Лондона. Сумма началась с 60 миллиардов, потом дошла до 100, и если бы англичане не осадили европейцев, предъявив иск на такую же сумму, миллиарды продолжали бы расти. Кто-то должен был совершить ошибку, и она имела место. Ошибку совершила Тереза Мэй, понадеявшись на то, что избиратели пойдут за ней. К сожалению, Мэй просто забыла о печальном опыте Камерона, стоившего ему должности. В этом случае две бомбы упали в одну воронку, чего на войне не случается.
Теперь, скорее всего, Тереза Мэй не будет иметь решающего голоса в переговорах с ЕС. Сделки не будет, будет трудный путь "развода", "раздела имущества и интересов". Но есть для нее и плюс. В отставку, как этого требовал Корбин, Мэй не уйдет.
"Премьер-министр Великобритании получила "уверенную поддержку" от парламентариев-консерваторов на работу главой правительства и лидером партии после неудачи на прошедших выборах", — заявил вице-председатель руководящего комитета Консервативной партии Чарльз Уокер.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.