Sputnik Азербайджан продолжает рубрику "Не женское дело", в которой рассказывается о женщинах, занятых в профессиях, традиционно считающихся мужскими. Азербайджанская женщина-рефери Мая Набиева рассказала о своем опыте работы в этой традиционно мужской профессии, о судейских ошибках, а также о том, насколько трудно женщине управлять 22-мя мужчинами на футбольном поле.
— Как вы пришли в футбольное судейство?
— Я с детства занимаюсь спортом, но футболисткой никогда не была. В профессиональной сфере интересов были плавание и легкая атлетика, но вокруг меня всегда было много людей из мира футбола, в том числе и судьи. Они часто предлагали мне заняться судейством, говорили, что у меня есть все данные этого. Я была еще молодой, не могла принять решение. Потом вышла замуж, у меня родилась дочь. Спустя какое-то время осознала, что настало время строить свою карьеру. И вот тогда занялась судейством профессионально, что и продолжаю последние десять лет.
— Футболом вы никогда не занимались и в судейство пришли достаточно поздно. Вам не было трудно?
— Нет, не поздно. Мне было 28 лет. Футболисты тоже становятся арбитрами после окончания спортивной карьеры. Для того чтобы судить футбольный матч, нужно иметь определенное мировоззрение, которое также формируется с возрастом. В то же время, возраст предполагает опыт.
— Насколько отсутствие футбольного прошлого сказывается на принятии решений во время игры?
— Некоторые арбитры в прошлом были футболистами, но игру они все равно не чувствуют. А порой те, кто никогда не играл в футбол, наоборот, становятся великолепными арбитрами. Тут все зависит от человека. Достаточно просто любить свою работу.
— Насколько сложно женщине-судье управлять игрой 22 мужчин?
— Сказать, что все довольны работой рефери, будет неправдой. Но должна отметить, что за десять лет, что я работаю, с грубостью ни разу не столкнулась. Бывало, игроки эмоционально спорили, но потом подходили и извинялись. Футболисты, даже просто увидев впервые женщину-арбитра, удивлялись и возмущались, мол, женщина не может разбираться в футболе, не сможет управлять игрой. Но по окончании матча подходили и выражали благодарность за игру. Вообще, за все это время я ни разу не допустила грубую ошибку. Стараюсь быть максимально внимательной на каждой игре.
— Футбол – достаточно эмоциональный вид спорта. Спортсмены нередко ругаются, даже оскорбляют друг друга…
— Нас на семинарах всегда учили, что судья должен быть глухим и слепым. Судья должен работать только в рамках правил и выносить правильные решения. Мы реагируем, когда футболисты переходят на ругань, мат и оскорбления. А мат с трибун просто стараемся не слышать.
— Вам когда-либо приходилось просить прощения у футболистов?
— Каждый человек должен уметь признавать свои ошибки. В случае возникновения проблем между игроками и судьями виноваты последние. Ни один судья не может сказать, что судил без ошибок. Это неправда. Судья должен уметь признавать свою ошибку и если надо, попросить прощения. Я и ошибку свою признать могу, не стыжусь извиняться. Но до сих пор у меня не было ошибок, которые могли бы как-то повлиять на результат игры.
— Вам удобней быть главным судьей или все же боковым?
— Я работаю и тем, и другим. Главный судья больше бегает, но боковому приходится чаще принимать решение, поэтому его работа на поле более трудная и ответственная.
— Вы всегда в окружении мужчин. Вам, наверно, нередко признаются в любви?
— Бывает, конечно. Мы, женщины-судьи, стараемся появляться на стадионе только в форме. А потом спортсмены, которые видят нас в обычной жизни, удивляются и говорят комплименты.
— Вы решили строить свое будущее только в футболе или занимаетесь чем-то еще?
— По профессии я медсестра. Но совмещать медицину с другой работой невозможно. Помимо этого, у меня немало домашней работы, поэтому времени на что-то другое просто не хватает.
— Как долго вы намерены продолжать свою судейскую карьеру?
— Новые правила больше не предполагают возрастных ограничений, достаточно отвечать стандартам. Сейчас предлагают заняться тренерской работой, но мне не нравится эта работа, мне ближе судейство.