Каждый житель портового города мечтает иметь дом с видом на море. Как приятно насладиться вечерним летним днем прохладой морского бриза. А если жилье находится совсем близко от берега, то и шелест прибоя приятно щекочет наш слух.
Дома строились с таким расчетом, чтобы каждый мог видеть море
Как ни странно, но жители портовых городов, курортных зон в целом равнодушны к наличию у них морского побережья, пляжей и соленого воздуха. Есть и есть. Море, пляжный сезон, жаркое лето воспринимаются как само собой разумеющиеся явления. Спросите у любого коренного бакинца, как давно он посещал какой-нибудь пляж или прогуливался на Приморском бульваре. Выяснится, что пляжей мы не посещаем долгие годы, а чтобы добраться из поселка Ахмедлы в центр города, нужно поменять два вида транспорта и потратить больше часа времени. А времени нет — работа, дом, семья, хозяйственные проблемы требуют постоянного внимания.
Вот поэтому и мечтают бакинцы иметь дом, квартиру с видом на море, чтобы издали наслаждаться красотой Каспия. Помнится, в 80-е годы даже из старых кварталов Баку можно было наблюдать за красотой морского побережья. Часть моря почти всегда была покрыта туманом, вдалеке виднелись редкие корабли. В летнюю жару бакинцы имели привычку спать на крышах своих домов, покрытых киром или рубероидом, так как в самих жилищах было очень жарко. Любители держать голубей бегали по крышам соседей в поисках своих птиц, наблюдали за их полетом и смотрели на море. Параллельные друг другу улицы Чадровая, Первомайская, Щорса имели очень крутой подъем и дома строились с таким расчетом, чтобы каждый мог видеть море. Особенно с крыш домов.
Без хазри жизнь на абшеронских дачах могла превратиться в ад
Те жители, кто имел привычку переезжать летом в загородные дачи, имели возможность каждое утро радоваться морскому ветру и чувствовать морскую влагу, пропитанную йодом. Кто-то имел привычку встречать восход солнца, кто-то ходил к побережью в 5 утра по предписанию врачей, чтобы надышаться йодом и бромом. За два месяца лета Каспий заряжал энергией на целый год.
В отличие от туристов из России и Украины бакинцы знали, что находиться на открытом побережье в дневное время небезопасно. Поэтому посещали море или рано утром, или после шести вечера. Сидя знойным вечером в тени тутовых деревьев, все ждали ветра с моря – хазри. Без хазри жизнь на абшеронских дачах могла превратиться в ад, но он обязательно дул, разгоняя надоедливых комаров. В те годы редко кто мог позволить себе построить двухэтажный дом, но заборов между участками не было, поэтому почти все могли насладиться своей порцией свежего морского воздуха.
Вместо старых кварталов возникли монстры-здания
Начавшийся в 90-х приток населения из регионов и строительный бум 2000-х изменили лицо Баку до неузнаваемости. Население миллионного города выросло в пять раз, а вместо старых кварталов возникли монстры-здания, построенные так же плотно, как узкие "даланы" старого города. Общественность требовала сохранения ветхих жилищ и того образа жизни, что придавал столице особую изюминку, но шаг за шагом, планомерно, сносились старые кварталы и возводились жилые здания, отели, маркеты и центры развлечения.
Увидеть море на горизонте стало почти невозможным событием, даже если сегодня кто-то может рассмотреть Каспий в окно своей квартиры, то гарантировать то же самое завтра не получится. Возможно, перед этим зданием возведут еще одну новостройку. Но все равно квартира с видом на море стоит намного дороже: ведь это реализация нашей мечты, возможность наблюдать за волнами Каспия с балкона своей квартиры.
Участки вблизи побережья продавались за миллионы долларов
Изменилась также структура абшеронских дач. Каждый, кто хоть что-нибудь отхватил от нефтяного пирога, приобретал участки с видом на море, возводил заборы высотой в четыре метра и закладывал огромную виллу в три-четыре этажа. Главное — находиться вблизи моря, чтобы с веранды четвертого этажа можно было наблюдать за безбрежной гладью. Но следующий сосед тоже в свою очередь возводил высокие заборы и виллы. Столпотворение вилл закрывало вид на море, желание одних иметь высокий дом мешало другим наслаждаться морским воздухом и влагой.
В период пика высоких цен на нефть некоторые участки в непосредственной близости от побережья порой продавались за миллионы долларов. Элитные дачи в поселках Бильгя, Бузовна, Загульба приобретались за баснословные деньги. Все потому, что вид на море воплощает мечту человека и тот, кто имеет деньги, готов с ними попрощаться и получить свой кусок Каспия.
Побережье Каспийского моря захвачено группой лиц
Серьезность ситуации признают и некоторые представители общественности. Например, в 2014 году на одном из заседаний парламента Азербайджана депутат Сабир Рустамханлы отметил, что побережье Каспийского моря, можно сказать, захвачено группой лиц.
"Установлены ограждения в 200-300 метров, в один километр. Моря уже нельзя увидеть. В свое время существовал запрет на строительство домов ближе, чем 150 метров от моря. Затем эту цифру уменьшили до 50 метров. А сейчас дома практически строят в море", — сказал он.
Даже добраться до старых пляжей стало проблематично. Морское побережье действительно поделено на участки между разными группами, строятся ограждения, возводятся кафе, рестораны и заборы. Возводимые между дачами высокие заборы преграждают путь к морской влаге и чистому воздуху. С каждым годом все хуже и хуже плодоносят традиционные абшеронские растения.
Моря не видно, это стало привилегией небольшой группы людей. Обычному человеку, занятому ежедневными бытовыми проблемами, нет времени и нет дела до моря. Изменится ли картина в будущем, станет ли море доступным каждому жителю Баку? Трудно сказать, пока изменений не предвидится.
Но мечтать о жилище с видом на Каспий не запретишь…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.