Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В рамках фестиваля "Третья весна британское кино", который организован в Баку British Council Azerbaijan в сотрудничестве с посольством Великобритании в Азербайджане, в нашу страну приехал британский сценарист, кинорежиссер и продюсер Пол Фрейзер, причастный к созданию таких фильмов, как "Рубцовая ткань", "Ботинки Мертвеца", "Однажды в Средней Англии", "Истории подземки" и многих других. Режиссер проводил семинары и тренинги на тему создания сценариев в Австралии, Южной Африке, Польше, Германии, Ирландии, Великобритании, Швеции, Болгарии, Италии, Словении и Боснии-Герцеговине и других странах. В интервью Sputnik Азербайджан Фрейзер поделился своими впечатлениями от увиденного в Баку и о том, что интересно зарубежному зрителю сегодня.
— Пол, как мне известно, вы уже во второй раз приезжаете в Баку?
— Да, первый раз я здесь был в 2013 году. Тогда мне не удалось тут задержаться на несколько дней, потому что в Англии проходили съемки моего нового фильма. В этот раз в Баку прилетел на пять дней. Я привез сюда британскую погоду, потому что три дня шел дождь. Сейчас уже вышло солнце, но я уже должен уезжать.
Однако, мне удалось прогуляться по городу вместе с вашими молодыми сценаристами. В прошлый раз я пробовал у вас кутабы, кебабы и будучи в Англии, часто вспоминал их вкус и даже рассказывал своей супруге, насколько у вас вкусные блюда. Первым делом, как прилетел в Баку, отправился в ресторан и заказал все это. У вас все так вкусно. Я вообще не хочу отсюда уезжать. Мне здесь очень понравилось.
— Все эти четыре дня вы проводили семинары для азербайджанских сценаристов. Как вы оценили их работы?
— Я за год несколько раз провожу семинары в разных странах, и в них участвуют совершенно разные люди. Иногда с ними трудно найти контакт, потому что не все любят критику, а иногда все идет, как по маслу. В Баку на моих семинарах присутствовали двадцать сценаристов. Все эти четыре дня мы по несколько часов проводили вместе. Они читали свои сценарии, я менял их, помогал им сделать их более профессиональными. Ошибки были у всех, но это можно понять, потому что каждый из них еще молод и только-только начинает этим заниматься.
Талантливых среди них в этот раз было много. Я сам был удивлен. В связи с этим мы выбрали три самых лучших сценария. Им нужна поддержка, также следует побольше читать и узнавать новые мировые технологии. Нужно развиваться постоянно. Они должны понимать, что фильм не принесет успех, если история, показанная в ленте, не привлечет зрителя.
— Вы смотрели азербайджанские фильмы?
— Я смотрел только картину "Вторая пуля", которая была снята на сценарий Натига Расула. Мне очень понравился этот фильм. К сожалению, у меня не было времени посмотреть и другие. И самая моя большая проблема в том, что я не понимаю ваш язык. Мне нужно, чтобы рядом со мной все время был переводчик. По афишам я понял, что у вас больше популярны комедии, но посоветовал бы вашим кинематографистам обращаться и к другим жанрам и выбирать только хорошие сценарии.
— Пол, что вы подразумеваете под словом "хороший сценарий"?
— Написание киносценария требует определенного опыта в этой сфере. Я не имею ввиду, что для этого нужно получить образование. Просто нужна история, которая коснется зрительских сердец. Это может быть комедия, и тогда ее цель — рассмешить или, к примеру, ужастик, и тогда ваша задача — напугать зрителя. Все это индивидуально. Иногда истории, рассказанные нам нашими знакомыми или совершенно незнакомыми людьми, могут быть очень интересными, и их основе можно написать сценарий.
— Как привлечь сегодняшнего зрителя?
— Сейчас на жанры уже никто не обращает внимания. Самое главное — это хорошая, трогательная история. Все зависит также от ментальности. К примеру, однажды я смотрел российский фильм, в котором показывали, что муж бросил жену в другой стране и поехал в Россию, но, несмотря на это она продолжала его ждать. Для меня было не понятно, почему же она его ждет, если он ее бросил. Потом мне объяснили, что в России, и даже в самом Азербайджане, как мне известно, жены всю свою жизнь остаются верны своим супругам.
— Какой фильм из прошедших в последнее время в мировом прокате вас впечатлил?
— Каждый из них в каком-то плане лучше другого. Но меня больше всего зацепил фильм немецкого режиссера Марен Аде "Тони Эрдманн", который считается одним из самых лучших проектов прошлого года в европейском кино.
— Европейское кино может ставиться рядом с голливудским?
— Голливуд всегда был на высоте. Европейцы тоже снимают качественные фильмы, но им еще до них далеко. С ними сложно конкурировать.
— От чего зависит успех фильма?
— Если бы я только знал ответ на этот вопрос, то все мои фильмы были бы успешными. Человек, который снимает, не только должен написать хороший сценарий, но и думать о том, насколько сюжет сможет привлечь внимание аудитории.