Афрасияб Бадалбейли родился в семье, представляющей знатный и древний род Бадалбейли из Шуши.
Мать Афрасияба происходила из королевского рода Каджаров. Рагима Каджар являлась внучкой принца Бахмана Мирзы Каджара и еще ребенком посещала литературные собрания Хуршудбану Натаван.
Отец Афрасияба Бадалбек был выпускником известной и давшей Южному Кавказу много известных личностей Горийской учительской семинарии. Позже Бадалбек основал в Баку школу, которую многие называли его именем и в которой громадное внимание уделялось музыкальному образованию учащихся. Отец Афрасияба и великий сын азербайджанского народа Узеир бек Гаджибейли были двоюродными братьями, и Бадалбек в начинаниях своего кузена был всегда рядом, оказывая Узеир беку посильную помощь.
Афрасияб был старшим среди детей Бадалбека и Рагимы ханум, а всего их было в семье шестеро. Любовь к музыке и недюжинные способности были у мальчика в крови. Он начал играть на таре еще до того, как пошел в школу. Вплоть до 1924 года Афрасияб учился в школе, а затем в реальном училище, при этом он повышал и свое музыкальное образование, посещая в тюркском музыкальном техникуме уроки по классу музыкальной теории и скрипки.
Будучи студентом восточного отделения Азербайджанского университета, Афрасиб работает в газете "Коммунист". Тяга к знаниям была знамением того времени. Бадалбейли совмещал свою учебу в университете с тем, что был вольнослушателем национального театрального училища. Вскоре талантливого молодого человека приглашают на должность заведующего музыкальной частью в Аздраму.
Бадалбейли является автором музыки ко многим известным спектаклям, идущим на прославленной сцене. Среди них постановки по пьесам Джафара Джаббарлы и многие другие. Но Афрасияб не хотел останавливаться на достигнутом и решил продолжить учебу в столице СССР Москве. Потом был Ленинград, и учеба в этих двух городах, богатых своими музыкальными традициями, очень много внесла в багаж знаний молодого композитора. Афрасияб жадно учился, впитывая в себя все то, что ему было необходимо для дальнейшего творчества.
В это же время произошли изменения в личной жизни. Афрасияб женился на первой балерине Азербайджана Гемер Алмасзаде, которая в то время училась в Ленинграде в хореографическом училище. Вполне понятно, что молодожены загорелись желанием создать первый азербайджанский классический балет.
По приезду в Баку они с жаром взялись за исполнение задуманного. Благо, в то время в национальном театре оперы и балеты подобралась профессионально крепкая балетная труппа.
Композитор с упорством и трудолюбием работал над балетом на сюжет средневековой романтической легенды о Девичьей башне.
Премьера балета "Девичья башня" в Баку на сцене Театра оперы и балета состоялась 18 апреля 1940 года. Постановка пользовалась небывалым успехом. Критика отмечала несомненные достоинства новаторского произведения Бадалбейли, и этот балет стал безусловно знаковым явлением в развитии национальной культуры Азербайджана.
Прослеживая творческий путь Афрасияба Бадалбейли, не перестаешь удивляться его трудолюбию и многогранности. Он, работая дирижером театра, несмотря на большие нагрузки постоянно работал над новыми сочинениями.
Обладая высочайшей эрудицией, Бадалбейли не переставал заниматься композиторской и дирижерской деятельностью, считал необходимым делиться своими знаниями. Высокую оценку специалистов получил составленный им "Толковый монографический музыкальный словарь". Он досконально изучил особенности азербайджанского национального танца и написал научный труд об этом. Бадалбейли с увлечением выступал в СМИ того времени. Я застал тот период, когда Афрасияб муаллим вел просветительскую передачу на местном телевидении. Его импозантный вид, великолепно поставленный голос и глубокие познания потрясали. На своем примере могу свидетельствовать, что даже непоседы-дети не могли оторваться от экрана, когда вел свою передачу Бадалбейли.
Он сделал несравненно много для развития национального искусства. Бадалбейли стоял у истоков музыкального театра Азербайджана, создал первый национальный классический балет. Он создал целый ряд бессмертных произведений и был одним из тех ярких просветителей, кто своими публицистическими произведениями и телевизионными передачами действенно способствовали повышению не только музыкального, но и общего культурного уровня населения. Все это сделал он – великий сын азербайджанского народа Афрасияб Бадалбейли.
Народный артист Азербайджана Афрасияб Бадалбейли ушел из жизни 6 января 1976 года, навечно вписав свое имя в историю Азербайджана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.