Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Говорят, стать шехидом – это самая высшая ступень бессмертия. Имя и деяния каждого, кто погиб, защищая родную землю, остаются жить после него навечно…
В боях в апреле прошлого года была открыта еще одна славная страница истории Азербайджана. Один из героев, кто написал ее ценою своей жизни, – капитан Ингилаб Гулиев.
Один из лучших
Ингилаб родился 13 апреля 1983 года в Тертерском районе, там он провел свое детство. В семье росли еще три сестры. Как рассказала Sputnik Азербайджан одна из них – Ламия Гулиева, их отец был родом из ныне оккупированного Кяльбяджарского района, а мама – из Тертера.
"Наш отец работал в Тертере директором школы, мама была библиотекаршей. В 1990 году мы переехали в Бейлаган, я тогда училась в четвертом, а Ингилаб – в первом классе. Каждый год на летние каникулы он ездил в Тертер – брат очень любил те места", – вспоминает Ламия ханум.
Ингилаб с детства мечтал стать военным. Он учился в восьмом классе, когда в школу пришли представители военного комиссариата и стали записывать всех желающих в военный лицей имени Джамшида Нахчыванского. Ингилаб сразу попросился в лицей.
Вернувшись домой после занятий, он сказал своей маме: "Я такое сделал в школе, наверно, ты убьешь меня за это".
"Сынок, до сих пор ты не сделал ничего такого, за что мне было бы стыдно. Что такого ты мог сделать?" – ответила мать.
И тогда мальчик все рассказал. "Что здесь страшного? – ответила мать. – Будь у меня семеро сыновей, всеми ими я бы пожертвовала во имя нашей Родины".
Ингилаб был очень счастлив, что мама благословила его, рассказывает сестра. Он сдал вступительные экзамены и поступил в лицей, где стал одним из образцовых курсантов. По окончании Гулиев поступил в Военную академию, где также учился отлично. По завершении учебы ему предложили остаться преподавать в вузе, но он отказался и получил назначение в Газахский район.
Назначение свое, продолжает Ламия ханум, он тоже выбрал сам: "Брат говорил, что на этом направлении наибольшее скопление противника".
Гулиев был примерным офицером — за безупречную службу получил медаль в честь 95-летия создания Национальной армии, потом еще две. Ввиду примерной службы его направили на курсы в Турцию.
Последний бой
Последний раз семья видела Ингилаба на празднике Новруз. Хотя по званию он был капитан, но свою работу знал хорошо, и потому был назначен начальником штаба, продолжает свой рассказ сестра шехида.
В семье узнали о возобновлении военных действий 1 апреля. Мама Ингилаба сразу заявила – поеду в Тертер. "Как мы ни старались, удержать ее не смогли", – вспоминает Ламия ханум.
Мать уверенно заявила: "Я поеду защитить моего сына, уберегу его своим материнским дыханием. Как я могу спокойно сидеть тут, когда мое дитя там под обстрелами?"
Но уберечь своего сына она так и не смогла. Спустя три дня, четвертого апреля, семья узнала о его гибели.
"Ингилаб разгромил штаб противника в Мадагизе. После первых боев он позвонил маме и сказал: "Я не воюю с детьми, солдат я не убиваю, я уничтожил штаб, там все были офицеры",- говорит Ламия ханум.
Гулиев неоднократно уничтожал живую силу и военную технику, которые направлялись на помощь армянам.
Отец стал героем
Ингилаб женился в ноябре 2011 года, когда ему было 28 лет. "Наша невестка, Лала, прекрасная девушка, сейчас ей 23 года. Она не должна была так страдать", – говорит сестра шехида.
Теперь молодая женщина будет воспитывать двух сыновей – четырехлетнего Гусейна и трехлетнего Айяма – без отца. От детей поначалу скрывали смерть их отца. Наконец старший спросил у бабушки, почему папа не приходит домой. "Отец не придет. Он стал шехидом. Твой отец погиб героем…", — услышал он в ответ.
Указом Президента АР Ингилаб Гулиев был посмертно награжден медалью "За храбрость".