БАКУ, 3 апр — Sputnik. Сотрудники полиции не имеют права преследовать нарушителей, подобное допускается только в исключительных случаях.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт по вопросам транспорта Эршад Гусейнов, комментируя вопрос о том, насколько правомочно преследование со стороны дорожных полицейских водителей, нарушивших правила движения.
По его словам, в Азербайджане правила, связанные с преследованием водителей, практически не изменились с советских времен. В последнее время несколько законов были только откорректированы. Гусейнов указал на то, в статье 1 Закона "О полиции" прописано, что сотрудники полиции могут преследовать автомобиль только в том случае, если сам водитель, либо лицо, находящееся в его машине, совершил преступление.
"Если полицейские точно знают, что водитель либо лицо рядом с ним собираются совершить преступление, то в таком случае тоже могут преследовать автомобиль. В остальных случаях – нет", – заявил он.
Если водитель не подчиняется приказу, не останавливает свой автомобиль, то это является нарушением закона. При этом эксперт заметил, что остановить нарушителя можно не преследованием, а передав сообщение следующему посту: "Однако, устраивать преследование, превышая скорость и создавая тем самым угрозу другим участниками дорожного движения, категорически запрещено".
В то же время он отметил: если все же преследование неизбежно, сотрудник полиции должен проводить его, придерживаясь правил безопасности. "Нельзя подвергать опасности жизни пешеходов и других водителей".
По мнению Гусейнова, зачастую водители сами виновны в дорожных происшествиях: "Они не понимают, что, если дорожная полиция остановила, значит надо подчиняться закону. В противном случае неподчинение становится двойным нарушением закона".
В свою очередь, эксперт по транспорту Эльмеддин Мурадлы отметил, что по закону, если водитель не подчиняется, то сотрудник полиции передает другому посту сообщение о необходимости обезвредить не подчиняющегося закону водителя.
"С другой стороны, если полицейский не преследовал водителя, как завтра можно доказать, что тот был пьян?", – вопрошает эксперт, добавляя при этом, что запрет на преследование "расслабляет" и автовладельцы перестают подчиняться полиции.
При этом Мурадлы отметил, что порой правила дорожного движения нарушают сами полицейские: "Чтобы задержать водителя, полицейские превышают скорость на узких улицах, переулках, и это может иметь трагические последствия".
Преподаватель Азербайджанского технического университета, дорожный эксперт Масуд Рустамбеков считает, что правилам дорожного движения должны подчиняться абсолютно все. Он также указал: в случае, если водитель не подчиняется дорожной полиции, последние должны сообщить сотрудникам следующего поста o том, что необходимо задержать нарушителя. При этом, продолжил эксперт, водители не подчиняются приказам сотрудников полиции, пытаясь тем самым избежать ответственности.
"К примеру, подвыпивший человек знает, если он сможет скрыться от полиции, то они уже не смогут доказать, что он был пьян. Но водитель не понимает, что, не подчиняясь закону, он тем самым его нарушает, и наказание за это следует еще более серьезное", – отметил Рустамбеков.
Предотвратить такие правонарушения можно, внеся изменения в закон. Было бы лучше, если бы против тех, кто сел за руль в пьяном виде и не подчинился закону, применялись более жесткие наказания, заключил эксперт.