Рагим Закирогу, Sputnik Азербайджан
Мартовский геноцид, произошедший в начале прошлого столетия, не обошел стороной и Лянкяран. Армянские дашнаки, уничтожив тысячи азербайджанцев в Шамахе, Губе, Баку, планировали добраться и до этого южного города.
Корабль "Эвелина", экипаж которого состоял из мусульман, 17 марта 1918 года перевозил тело покойного сына миллионера и мецената Гаджи Зейналабдина Тагиева Мухаммеда Тагиева из Лянкярана в Баку. Последний скончался от выстрела в голову во время игры в "русскую рулетку".
Экипаж из 48 человек после похорон Тагиева должен был вернуться в Лянкяран. Однако, не успел корабль отойти от порта, как вооруженные дашнаки-большевики потребовали у военных сдать оружие. Получив отказ, они открыли огонь по кораблю из пулеметов и винтовок.
Всех, кто был на борту, взяли в плен, их оружие конфисковали. Армяне-дашнаки, поняв, что наступил подходящий момент, тайно распространили среди русского населения, каспийских матросов, членов партии меньшевиков и эсеров слухи о том, что офицеры на "Эвелине" объединились с мусульманскими военными частями в Лянкяране и получили задание уничтожить русские молоканские поселения в Мугане. Таким образом, военно-политические силы решили разоружить экипаж корабля, а у армянских дашнаков появился повод к лянкяранскому этапу мартовского геноцида.
Бандитская группа небезызвестного проармянского криминального атамана Шевкунова захватила дом лянкяранского хана Мирахмеда Хана и сделала его своим штабом. Оправдываясь тем, что в селе есть вооруженные группы, бандиты несколько дней подряд постоянно обстреливали село Сутамурдов, устраивали пожар и погромы. Тринадцать аксакалов деревни отправились к Шевкунову и попросили прекратить обстрелы. Однако, их взяли в заложники, а потом отрубили головы.
Тела убитых стариков тайно закопали на берегу реки Лянкяранчай — в месте, где она впадает в Каспийское море. Жители деревни узнали об этом несколько дней спустя, выкопали тела и захоронили на сельском кладбище.
Дед жителя села Сутамурдов Гаджи Фахри Садигова был в числе тех тринадцати зверски убитых аксакалов.
"Тела были в таком состоянии, что распознавали всех по каким-то признакам. Моего деда шейха Аннаги Мешади Абдулгусейна узнали по цвету хны, которой он красил бороду", — сказал он.
Резня продолжается…
Но это было еще не все. Во время мартовской резни 1918 года в Лянкяране было сожжено более сорока деревень, сотни мирных жителей были убиты. В селах бандиты вырезали целые деревни, не щадя стариков и даже беременных женщин. Только в селе Гарматюрк за день было убито около 70, Мамуста — 30, Кяргялан — 30, Сутамурдов — более 20, Гиргяни — 20 мирных жителей.
В то страшное время население Лянкярана и окрестных деревень укрывалось в лесах Осакюча. После наступления затишья люди вернулись в родные дома, где еще раз столкнулись со зверствами дашнаков — дома были разрушены снарядами, магазины разграблены, оставшиеся люди жестоко убиты.
Кровавые преступления Шевкунова и Амиряна прекратились только после вступления на территорию Азербайджана Кавказской исламской армии во главе с Нуру пашой. Части армии, прибывшими в Лянкяранскую область, возглавлял Джамал Юсиф паша.
"Пуля безбожника меня не возьмет"
Банда Шевкунова и дашнаки, покинув Лянкяран на кораблях, начали обстреливать территорию Астары. Военная группировка в составе 500 человек, возглавляемая Джамалом Юсифом пашой, помогла и жителям Астары.
В то время большую помощь армии Джамала паши оказали жители деревни Пенсер (в то время — Бутасар) — благотворитель Гаджи Теймур и его сын Гаджи Осман. Внук последнего Интизар Мурсалов рассказал о том, что его дед помогал военным одеждой, питанием.
"Джамал паша предотвратил попытку бандитов сойти с кораблей на берег. Он близко дружил с моим дедом и прадедом, они вместе воевали", — рассказывает Мурсалов.
Джамал паша любил повторять — "пуля безбожника меня никогда не возьмет". Но случалось так, что его предали. Бандиты запустили разведчика в деревню.
"Этот человек, посчитав количество шагов от места, где оставались Джамал Юсиф паша и Гаджи Осман — объектов Кербалаи Байрама — до берега моря, записал все углем на лист бумаги и передал на корабли. Благодаря этому бандиты рассчитали примерное расстояние для обстрела объектов снарядами", — продолжает Мурсалов.
Тяжело раненых Гаджи Османа и Джамал пашу отправляют на повозках в штаб расположения армии, то есть на территорию нынешнего села Пенсер: "Тогда паша сказал: "Пуля безбожника не взяла бы меня, если бы изменники не раскрыли мое место".
Они оба умерли по пути в деревню, их похоронили во дворе мечети, которую построил Гаджи Теймур: "После их смерти армянские бандиты убили старшего брата Гаджи Османа в его собственном доме, который потом сожгли".
Никто и ничто не забыто
Мурсалов говорит, что слышал от старших: его дед и турецкий офицер были вместе похоронены под общей могильной плитой, а над их могилами был построен кирпичный мавзолей.
После развала СССР благодаря молле Рагиму из деревни Тельман Мурсалов смог найти могилу деда.
"Интересно, что старые могилы во дворе мечети за многие годы разрушились, но место захоронения этих двух героев хорошо сохранилось", — заметил Мурсалов.
Он отреставрировал на собственные средства могилу деда. В то же время обратился в турецкое посольство за содействием в восстановлении могилы Джамала паши.
Наконец, 2 декабря 2016 года за счет средств посольства обе могилы были окончательно восстановлены, и над ними сейчас развеваются флаги Азербайджана и Турции.
Общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал 26 марта 1998 года указ "О геноциде азербайджанцев", который стал первым документом, давшим правовую оценку зверствам, творимым армянами. С того времени 31 марта ежегодно отмечается в Азербайджане как День геноцида азербайджанцев.
В связи с этой трагической датой 31 марта в Азербайджане, а также многих иных государствах, пройдет большое количество мероприятий и конференций.