Рамелла Ибрагимхалилова, Sputnik Азербайджан
Это очередная история о том, как девочки отстраняются от занятий в школе. Когда я слышу такие истории, а слышала я их немало, то первый вопрос, который у меня возникает: "Как такое невежество, такая дикость могут происходить с людьми, окружившими себя цифровыми технологиями?".
У всех дома имеются телевизоры, телефоны, компьютеры, электричество, наконец. Неужели люди не задумываются над тем, как ученые сделали жизнь людей светлее и удобнее? Неужели этим людям достаточно есть и спать, чтобы почувствовать, что они живут? Ужасно то, что мракобесие заразно, с каждым днем оно поглощает все больше и больше живых. А самое ужасное во всем этом то, что общество не прилагает никаких усилий для борьбы с мракобесием…
Элладе (имя изменено по этическим соображениям) 15 лет, но она уже три года не ходит в школу. Это полбеды: родительской любви Эллада тоже лишена. В настоящее время она является воспитанницей приюта Реинтеграционного центра при одной из правозащитных организаций Азербайджана.
"Я жила с мачехой в Гусарском районе, лишилась матери еще в грудном возрасте. Папа расстался с ней, а нам позже сказал, что она якобы женщина легкого поведения. До четырех лет за мной смотрела бабушка, а потом отец женился на другой", — рассказывает Эллада.
Мачеха заставляла Элладу много работать, с утра отправляла ее на поля собирать картофель и яблоки. За это Элладе хозяева участков платили деньги, которые она приносила домой и отдавала мачехе. Вечером девочка возвращалась уставшая и голодная. Однако и дома подростка ждала куча работы по хозяйству, так что она даже не успевала брать учебники в руки. Если девочка не успевала, мачеха била ее рожком для обуви. К тому же Эллада должна была присматривать за двумя младшими сестрами.
В седьмой класс Эллада уже не пошла. "Поначалу мачеха договорилась с учителями, чтобы я не посещала уроки, и они закрыли на это глаза, а потом и вовсе забрала мои документы из школы", — говорит она.
Были дни, когда мачеха не давала девочке еду – таким было наказание за то, что Эллада ничего не заработала. Сегодня Эллада должна быть в 10-м классе, но судьба ребенка не интересует ни ее родителей, ни работников школы, в которую она ходила.
Ей было 12 лет, когда мать пришла, чтобы забрать девочку к себе. Но отец поставил дочери условие: "Если ты уйдешь, то больше не увидишь своих сестер". Эллада очень любит младших сестричек и поэтому оказалась идти к маме.
Вскоре ее мать вышла замуж, у нее родилась дочь. Но с каждым годом жизнь подростка становилась все более невыносимой. Она неоднократно сбегала из дома. Однажды сбежала к матери и год прожила у нее. Но потом мачеха объявила ее в розыск. Полицейские забрали Элладу у матери и отдали ее мачехе. К тому времени отец Эллады уехал в Баку. Здесь он женился на другой, ставшей четвертой по счету женой. Первая жена отца, по словам подростка, вообще находится в Германии.
"Мою немецкую сестру зовут Джессикой. Последний раз я сбежала из дома, потому что мачеха в гневе постригла меня наголо. Я пешком дошла до Губы, помню, было очень холодно, и я вся промокла. Там я обратилась за помощью к таксисту, он довез меня до Бакинского автовокзала и передал полицейским. Полицейские сначала связались с моим отцом, чтобы он приехал и забрал меня. Но отец сказал, что не может приехать. Он отказался от меня. Так я оказалась в приюте", — рассказывает Эллада.
Между тем, как отметил координатор приюта Васиф Керимли, поначалу у Эллады наблюдались психологические нарушения, она даже хотела покончить с собой. Нанесла порезы на руке.
"Это случилось 30 декабря, но мы вовремя обнаружили ее. Учитывая депрессивное состояние девочки, я отвез ее в Гусарский район в надежде наладить контакт с родными. Сотрудники районного управления полиции очень хорошо встретили нас. Но мачеха не пришла на встречу с Элладой, не пришла и мать. Инспектор по делам несовершеннолетних помог выйти на попечительскую комиссию. Стояла ночь, мы поехали на встречу с руководителем комиссии", — сообщил координатор.
Глава комиссии был поставлен в известность о том, что у девочки депрессия и она нуждается в помощи. Однако, ответ руководителя комиссии был ошеломляющим.
"Он сказал, что мы зря приехали и что он ничем не сможет нам помочь. Вместо этого глава комиссии предложил определить Элладу в психиатрическую больницу. Я не мог оставить Элладу с этими жестокими людьми и забрал ее обратно", — сказал Акифли.
По дороге Эллада окончательно осознала, что никому не нужна и это стало для нее дополнительной травмой.
На данный момент психологическое состояние воспитанницы приюта стабильное. В приюте Элладе очень нравится. Здесь она снова взялась за учебу.