Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В азербайджанском кинематографе есть несколько талантливых режиссеров и актеров, которых поистине можно назвать корифеями и истинными профессионалами. Один из них — народный артист Азербайджана, кинорежиссер, профессор кафедры кино Университета культуры и искусства Эльдар Гулиев, который в интервью Sputnik Азербайджан оценил современные азербайджанские фильмы и игру молодых актеров.
— Практически каждый месяц мы отмечаем юбилеи известных наших актеров, которые вписали свое имя в историю кинематографа. А в наше время есть артисты, которых мы можем назвать их достойными продолжателями?
— Мне такие вопросы не задавайте, потому что актеры на меня обижаются, когда я говорю: "Конечно, нет таких, как Гасан Турабов, Эльдениз Зейналов, Яшар Нури". Они были единственными. Теперь их нет, поэтому не знаешь, кого назвать.
— Почему?
— Таланты есть, но они должны расти. Это не просто. У них должна быть хорошая школа. У всех наших известных актеров была замечательная школа. Они учились у великолепных актеров, режиссеров и благодаря этому становились профессионалами своего дела. Знаю, опять на меня обидятся режиссеры, если я скажу, что среди них только один или два настоящих профессионала, и то они являются представителями старой школы кинематографа, но это правда. К примеру, Азерипаша Нейматов, который продолжает традиции нашего старого кино. Он видел таких наших великолепных режиссеров, как Тофик Кязымов, Гасанага Турабов и многих других. Я очень надеюсь, что будут расти новые актеры, режиссеры. Молодым артистам нужно побольше играть классические роли, потому что именно благодаря им они будут расти в творческом плане. К сожалению, у нас сейчас актеры ищут только легкий путь прославиться.
— Сейчас государство уделяет должное внимание развитию азербайджанского кинематографа?
— К сожалению, не уделяет. Наш кинематограф не на втором, а на 18-м плане.
— Но ведь у нас снимается огромное количество современных фильмов.
— Давайте не будем говорить об этом. Я не хочу как принимать участие в их премьерах, так и обсуждать их.
— Какие фильмы нужно снимать, чтобы они были интересны сегодняшнему зрителю?
— Нужно снимать хорошее кино, тогда им будет интересно.
— Что вы подразумеваете под словом "хорошее кино"?
— Это фильм, снятый профессионалами своего дела на высоком уровне. Выделять определенные критерии хорошего фильма в рамках современной киноиндустрии становится с каждым днем все сложнее и сложнее. Приоритеты и требования с течением времени меняются. Самое важное — это твоя способность раскрыть человека, героя своего фильма, показать его мысли, переживания, заглянуть в его душу, показать, что руководит им в этой жизни, затронуть психологию своего персонажа, рассказать о самых дальних уголках человеческой души, удивить своего зрителя чем-то новым, интересным и трогательным.
Кино — это не значит просто поставить камеру и сказать "мотор". Нужно заранее все продумать, как эмоциональное восприятие, так и умственное. Кино должно быть умным и добрым, а такого у нас нет. Только в этом случае фильм может иметь успех и прожить долгую жизнь.
— Эльдар муаллим, а вы сейчас над чем работаете?
— Над собой. Планов много, но воплощений мало.
— Почему?
— Потому что сейчас кино мало снимают.
Отметим, что Эльдар Гулиев является режиссером таких фильмов, как "Заложник", "Как прекрасен этот мир", "Низами", "Бабек", "Бухта радости", "Главное интервью", "В этом южном городе" и многих других.