Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
В советские годы профессия портного была особенно востребована. В магазинах одежды особого выбора не было, и потому большинство людей шили свои вечерние наряды, да и повседневную одежду, именно у портных.
Этибар Алиев тоже начинал заниматься пошивом одежды еще в советские времена. Он родился и вырос в Баку, окончил школу, затем поступил в Техникум легкой промышленности. А работать начинал в ателье Министерства культуры.
"В те годы нам после учебы давали направление на работу. В ателье Министерства культуры начал работать в 1983-84 годах. Мы шили сценическую одежду для работников культуры и искусства, получали за это зарплату", – вспоминает Алиев.
Костюмы для корифеев
Уже с молодости он шил одежду для известных личностей: "Я не раз шил костюмы для маэстро Ниязи, Наримана Азимова, Эльчина Джалилова, Октая Агаева и других наших корифеев. И сейчас я работаю с некоторыми знаменитостями".
Вспоминая своих прежних клиентов, он особо выделил известного певца Октая Агаева. По словам портного, тот был очень капризным человеком. В моменты плохого настроения он был всем недоволен, все ему было не по душе.
Как-то раз, примеряя костюм в нервном состоянии, он сказал, что с плечом пиджака что-то не так: "Но я видел, что все было в порядке. Я сказал ему — "Заберете завтра утром", но, конечно же, ничего не перешивал. Если я вижу, что все в порядке – значит, так оно и есть. Утром, когда он пришел за костюмом, я сказал ему:" Октай муаллим, ваши глаза – как алмаз! Перешил буквально на два миллиметра, все исправилось". Он одел и ответил: "Вот видишь, Этибар, я не могу ошибаться".
По словам Алиева, раньше люди искусства знали, что они хотят, а нынешние — не такие, нередко просят сшить костюм, который совершенно не подходит фигуре.
И вновь старый портной вспоминает дни молодости: "В 1985 году я шил костюм даже Вахтангу Кикабидзе. Тогда он приехал на гастроли в Баку и заказал здесь себе костюм, а я в то время еще работал в ателье Министерства культуры. Мне потом сказали, что моя работа ему понравилась".
Он также говорит, что до сих пор дружен с певцом Али Миралиевым, который часто заходит к нему. "В молодости он тоже был портным", – заметил Алиев.
Недорого и качественно
Сегодня в продаже много готовых костюмов, продолжает собеседник Sputnik Азербайджан, но многие все еще предпочитают шить костюмы на заказ: "Некоторые мои клиенты покупают костюмы, приносят мне и просят перешить по их вкусу. А работа – как цепочка. Сделаешь одному – все узнают".
Портной шьет костюмы за 150 манатов. Цену, несмотря на девальвацию, он не поднял, но она может меняться в зависимости от ткани. "Ткани, которые до девальвации стоили 18 манатов, сейчас подорожали до 30-40 манатов", – сетует Алиев.
Несмотря на сложное время, портной старается, как он сам говорит, людей не обижать, учитывать их возможности, бывало, что денег за работу вообще не брал.
Обычно он выполняет заказ за пару дней, но, если работы много – потянет и на все десять. "Портных сейчас много, но они только и могут, что подкорачивать и ушивать", – добавил Алиев.
Бывает, продолжает он, приносят костюм, привезенный из-за границы, просят сшить такой же: "Я шью, но этикеток на свой костюм не пришиваю. Может в будущем сделаю из своего имени бренд".
У портного Этибара было всего три ученика, и больше он не хочет никого учить. "Даже самый близкий ученик, стоит ему немного опериться, может ударить в спину", – жалуется он.
Но своих двоих детей он все же обучил ремеслу – они теперь тоже портные.