Ильхам Ахмедов, Sputnik Азербайджан
В различных регионах Азербайджана до наших дней сохранились храмы, оставшиеся нам в наследство от наших албанских предков. Некоторые из этих памятников истории прошли реставрацию, сохранены и открыты для посещения туристов, однако многие еще ждут своего часа.
Судьба всех брошенных храмов, как правило, одинакова. И каждый из них, страдающий от запустения и оказавшийся лицом к лицу с опасностью разрушения и полного исчезновения, нуждается в защите общества и государства.
И вроде бы все памятники истории и культуры нашего народа находятся "под охраной государства", однако на деле ситуация весьма плачевная.
Храм VI века
Старинные албанские храмы на территории Огузского района находятся под угрозой полного исчезновения. Один из них датируется еще VI веком, расположен в центре района и до недавнего времени был местом, где совершали свои обряды удины (удины – потомки одного из племен Кавказской Албании – ред.).
Но в последние годы храм оказался заброшенным и теперь находится под угрозой полного исчезновения. Его стены разваливаются, кровля в ужасном состоянии. Тут следует отметить, что за последние 25 лет памятник дважды реставрировался: в первый раз была восстановлена крыша строения, во второй раз – внутренняя часть. Однако, глядя на храм, понимаешь, что лучше бы "реставрацию" вообще не проводили, потому что внутри покосившиеся стены этого древнего строения покрыли штукатуркой, в результате чего от первоначального вида этого исторического памятника не осталось и следа.
Гала пири
Другой албанский храм – "Гала пири" – сегодня лишь отдаленно напоминает место поклонения. Изнутри храм скорее напоминает хлев, где жители окрестных деревень держат свой скот.
Стены запущенного храма покосились, в некоторых местах образовались большие трещины. Алтарь развалился, утратив свой первоначальный вид. Местные жители говорят, что в 1992 году эту албанскую церковь стали реставрировать как образец культуры удинской общины Азербайджана, но потом работа была приостановлена и строение стало разрушаться с еще большей силой, нежели до его реставрации.
Церковь всегда была не только местом для проведения религиозных обрядов. Люди приходили в церковь и на праздники, и во время проведения различных церемоний, торжеств, мероприятий – в такие дни вокруг храма устраивали праздничные ярмарки, куда стекались люди со всей округи, приходили не только представители христианской общины, но и мусульмане.
Нынешнее состояние храма очень беспокоит местное население. И хотя в Министерстве культуры и туризма АР уверяют, что со вниманием относятся к этому вопросу, никаких реальных работ пока что не ведется.
Отметим, что в общей сложности на территории Огузского района находится шесть албанских храмов, и ни один из них до сих пор глубоко не исследовался.