БАКУ, 12 фев — Sputnik. Население оказалось в полной дезориентации после стремительного укрепления национальной валюты по отношению к доллару. За неполную декаду манат укрепился к доллару почти на 10%, отыграв все потери с начала года и составив 1,7301 маната за доллар.
Некоторые граждане, вложившиеся ранее в доллары, опасаясь дальнейшего укрепления маната, устремились в банки с целью не оказаться в проигрыше с тех пор, когда приобретали иностранную валюту на фоне обесценивания национальной.
Нынешний рост маната к доллару вызвал наиболее жаркие дискуссии в социальных сетях, в которых большинство склонялось к тому, что это очередная игра Центрального банка АР с целью скупки подешевевшей иностранной валюты для покрытия обязательств Международного банка Азербайджана (МБА) перед иностранными инвесторами. При этом большинство экспертов считает, что после достижения указанных целей Центробанк в очередной раз пойдет на девальвацию национальной валюты.
Данный анализ основывается на том, что объективные предпосылки для укрепления маната на валютном рынке отсутствуют. Цены на нефть на мировых рынках продолжают топтаться на месте, несмотря на принятые со стороны 25 стран-экспортеров нефти меры по сокращению добычи, и не могут преодолеть отметку 60 долларов за баррель. В то же время ненефтяной сектор пока не успел нарастить экспорт и тем самым наполнить стоимость маната не только за счет "черного золота", но и продукции ненефтяных отраслей национальной экономики.
Вместе с тем, одним из факторов укрепления национальной валюты могло стать ужесточение ответственности банкиров, связанных с обменно-валютными операциями, и контроль при выделении кредитов.
В частности, на этой неделе Азербайджанский фонд страхования вкладов (АФСВ) отметил, что через определенный промежуток времени, начав управление в отозванных и объявленных банкротами в соответствии с решением соответствующих судов банках и будучи их ликвидаторами, сотрудники фонда выявили уголовную составляющую в деятельности некоторых лиц, работавших на руководящих должностях.
До начала процесса ликвидации в действиях руководителей ряда банков зафиксированы превышение должностных полномочий, подлог документов и мошенничество. Так, продав имущество клиентов банков в связи с задолженностями, они присваивали полученные средства или лишь частично направляли их на погашение кредитов, тем самым заметно ухудшая финансовое положение клиента. Наряду с этим, выявлены факты оформления кредитов на лиц, не обращавшихся в кредитное учреждение, посредством многочисленных поддельных подписей, что в итоге нанесло банкам крупный ущерб. В связи с этим АФСВ направил соответствующие документы в Главное управление по борьбе с коррупцией Генеральной прокуратуры АР.
Ужесточение контроля и начало расследования деяний банкиров, возможно, привело к тому, что ряд руководителей кредитных учреждений решили приостановить спекуляции на валютном рынке. Наряду с этим, отсутствие спроса предпринимателей и населения на валюту привело к тому, что значительные объемы долларов на торгах ЦБА оказались невостребованными.
В частности, на прошедшем 9 февраля валютном аукционе Центробанка и Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) продано приблизительно 6,5 миллиона долларов, или 19% от всего объема предложения (35 миллионов долларов), сообщает Report со ссылкой на банковские круги.
Отметим, что на предыдущем аукционе, 7 февраля, продано примерно 12 миллионов долларов (34%), на аукционе 2 февраля — 24 миллиона долларов (69%).
Между тем, в соответствии с обязательствами ГНФАР по перечислению в течение 2017 года в государственный бюджет 6,1 миллиарда манатов при среднем условном курсе в 1,7 маната за доллар ежемесячно предусмотрено реализовывать на аукционах примерно по 200 миллионов долларов.
Соответственно, можно делать вывод, что основной причиной падения маната по отношению к доллару на протяжении последних лет была ситуация, связанная не с потребностью населения и деловых кругов в валюте, а с масштабными махинациями в банковской системе. С данной точки зрения можно ожидать, что курс маната к доллару стабилизируется, и может быть, удастся избежать апокалипсического сценария в отношении национальной валюты.