Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Впервые с концертом в Баку выступил художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Чеченской государственной филармонии имени Аднана Шахбулатова, солист симфонического оркестра Ростовской филармонии, профессор, народный артист России, лауреат национальной премии "Человек года" в области культуры Валерий Хлебников. Дирижер, несмотря на свою занятость, согласился поделиться со Sputnik Азербайджан своими впечатлениями о нашей стране и музыке.
- Валерий Владимирович, вы впервые в Баку?
— Да, в первый раз и очень счастлив этому. Мы в восторге от города, от бакинцев, потому что нигде еще не видели настолько радушного, гостеприимного отношения. Моя супруга была один раз в Баку и много рассказывала потом мне о нем, но я не верил, пока не увидел все своими глазами. К сожалению, погода нас подвела и разрушила все наши планы. Мы смогли лишь прогуляться в центре города и то с большими трудностями, везде снег, и мы боялись упасть. Жалею, что не смогли прогуляться по вашему знаменитому Старому городу. Я увидел его лишь со стороны. Ну что ж, в другой раз уже посмотрим.
- Знакомы ли с азербайджанской музыкой?
— Конечно, знаком. Вы не поверите, но мы часто во время концертов в России играем произведения азербайджанских композиторов. Их сочинения великолепны. К сожалению, не так часто нам удается найти ноты. На помощь иногда приходят мои коллеги из вашей страны, с которыми поддерживаю связь. В основном мы часто на мероприятиях играем балет Гара Гараева "Семь красавиц". Он популярен во всем мире. Я каждый раз включаю его в свою программу. Надеюсь, смогу найти время и взять ноты и других сочинений Гараева, потому что он входит в число моих любимых композиторов.
- Вы впервые управляли Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли. Каковы впечатления?
— У меня самые приятные впечатления. Прекрасный оркестр. Мне очень понравилось отношение музыкантов к работе. Они выполняли все мои указания и мне не приходилось, как в других оркестрах, повторять что-то несколько раз. Один раз сказал и сделали. Очень хотел бы выступить с вашим оркестром в России. Для меня как для дирижера любое такое проявление со стороны оркестрантов – это показатель того, что и музыка хорошая, и со мной им приятно работать.
- В музыкальных кругах вас знают, как видного гобоиста, одного из лучших в России, почему потом решили стать дирижером?
— Гобой – великолепный инструмент, но, к сожалению, если выступаешь в оркестре, то ему уделяется не такое уж большое место. Одним словом, как бы хорошо ты ни играл, ты все равно останешься "маленьким винтиком" механизма оркестра. Я уже давно не играю на гобое, но у меня очень много учеников.
Мне вспомнилась одна притча: "Однажды одному человеку предложили выбрать три желания, которые не подвластны людям. Он ответил, что хотел бы летать по воздуху, дышать под водой и дирижировать симфоническим оркестром". Дирижер — удивительная профессия. Я учился в Ленинградской консерватории у выдающегося педагога по классу оперно-симфонического дирижирования, профессора, народного артиста России Равиля Мартынова. Сейчас, помимо оркестра Чечни, сотрудничаю с коллективами Волгограда, Донецка, Ярославля и другими.
- Творчество каких композиторов вам особенно близко?
— Из классиков очень люблю Брамса и Чайковского.
- А как оцениваете творчество молодых композиторов?
— В наше время возникло очень много новых направлений в музыке. Среди молодых композиторов много профессионалов. Иногда даже включаю сочинения своих студентов в репертуар оркестра. Не отрицаю, что среди них есть произведения, которые не только я, но и музыкальные критики не понимают. Время всегда ставит свою точку. Если музыка на протяжении долгого времени востребована, то она имеет право на существование.
— Как думаете, почему уменьшился интерес зрителей к классическим концертам?
— В последнее время на концертах присутствует больше зрителей молодого поколения. Это меня очень радует. Видимо, они устали от современной эстрадной музыки и уже захотели послушать живую музыку. Нужно просто вновь привить людям любовь к классическим произведениям.