Рамелла Ибрагимхалилова, Sputnik Азербайджан
Пока в Баку не выпал снег, я не знала, что у Бакинского метрополитена, оказывается, есть права. Это великое открытие сделано 1 февраля утром на станции метро "Элмляр Академиясы" (Академия наук).
С утра позвонил шеф-редактор и поручил сделать снимки о состоянии городских дорог. Сняв несколько кадров, я села в метро, вышла на станции "Элмляр Академиясы" и направилась к выходу у Бакинского государственного университета. Смотрю, стоит полицейский, показывает прохожим дорогу, объясняя тем, что в том направлении, которое они выбрали, скользко и что можно упасть. Сразу вспомнила кадр из кинокомедии Александра Серого "Джентльмены удачи", где Василий Алибабаевич предупреждает: "Эй, гражданина, ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадет, совсем мертвый будешь!".
Очередь дошла и до меня. Как только я поравнялась с полицейским, он сказал свою дежурную фразу. И тут меня понесло. Не знаю, то ли профессия сказалась, то ли красная кнопка протеста включилась. Первым делом я возразила и сказала, что выйду у БГУ, потому что разницы в поверхности трения между выходами не вижу и добавила, что буду осторожна. А следом задала полицейскому вопрос: "А когда мрамором полы покрывали, не думали, что будет скользко? Устроили здесь каток и теперь заботятся о здоровье граждан".
Страж порядка не нашелся, что ответить. Ведь его программа узкопрофильная. Ему велели направлять, вот он и направляет, а то, что иногда нужно говорить с гражданами, в плотном контакте с которыми работают стражи порядка, в программу не входит. Ну да ладно.
Дошла до лестницы и вижу, дворник отчищает ее от снега. Лестница действительно скользкая. Включила камеру и стала снимать этот процесс, как ко мне подбежал полицейский и стал требовать прекратить съемку:
— Здесь нельзя снимать, — сказал он.
— Почему нельзя, разве лестница является стратегически важным объектом?
— Да, это лестница метрополитена.
— Но это же выход!
— Вы нарушаете права.
— Чьи права?
— Вот его, — показывает на дворника, повернувшегося к нам спиной и расчищавшего лестницу.
— Его? Не смешите меня, — сказала я.
— Вы нарушаете права метрополитена!
— Права метрополитена?!
— Да. Пойдемте, я вам покажу.
— Я с вами никуда не пойду, лучше не позорьтесь. Снимаю и правильно делаю, — с этими словами я сделала еще показательно два снимка.
Полицейский, увидев неподчинение, хотел было отвести меня в участок, куда я с удовольствием пошла бы, если бы не опаздывала на работу. Только тут я воспользовалась своим журналистским удостоверением (обычно я его не вынимаю) и сунула его полицейскому под нос, заявив, что я не только журналист, но еще вдобавок и юрист, который 19 лет освещает криминальные события и вопросы нарушения прав, нет, не метрополитена, а человека в тесном сотрудничестве с органами внутренних дел. Так что Кремль мне показывать не надо.
Полицейский снова не нашелся, что ответить и обиженно отвернулся. А я так хотела, чтобы меня отвели в участок…
P.S.: Стоит заметить, что "подземка" — не просто общественный транспорт, а по сути — отдельная культура. Далеко не каждая столица может похвастаться собственным метро. Города-счастливчики всячески стремятся украсить свой метрополитен и сделать его особым, не похожим на другие и запоминающимся. Как результат, сложился целый пласт фотоискусства: снимки метро, в метро, вокруг метро и про метро. Странно, что в Баку, стремящемся в список самых современных столиц, об этом не знают.