Рамиль Ибрагимов, Sputnik Азербайджан
Со дня подписания соглашения о прекращении огня прошло почти 23 года, но на линии противостояния сторон нагорно-карабахского армяно-азербайджанского конфликта все еще сохраняется военная обстановка.
Один из населенных пунктов в Тертерском районе – село Гапанлы – расположен приблизительно на расстоянии 200 метров от позиций Вооруженных сил Армении.
По дороге в село стоит знак с надписью, предупреждающей о въезде в опасную зону. При этом земляные ограждения вдоль дороги лишь частично защищают ее от обстрелов с позиций противника, откуда просматривается вся эта территория.
Жители деревни каждый день вынуждены ездить на работу или в школу по этой дороге. Но на отрытых территориях, посевных площадях и пастбищах никого не встретишь – люди опасаются выходить на открытую местность. По словам жителя деревни Натига Гулиева, основной источник доходов для них – земледелие и скотоводство, но люди вынуждены заниматься своим хозяйством по ночам. Без особой необходимости в дневное время к открытым участкам даже не приближаются. Не удивительно, что некоторые территории из-за этого так и остаются неиспользованными.
Сам Гулиев владеет тремя гектарами земли, при этом два из них расположены в части, которая находится в непосредственной близости от армянских территорий, поэтому работать там невозможно. "Армяне не дают нам даже поливать поля. Остается один выход – поливать ночью при свете фонарей. Это опасно, но что нам делать? Эта работа нас кормит", – говорит фермер.
Дома с приусадебными участками от позиций армянской стороны отделяет специально построенный забор высотой в четыре метра. Однако, позиции противника расположены выше уровня расположения деревни, поэтому при обстреле пули попадают в окна и крыши домов. По словам жителей, за последнюю неделю режим прекращения огня стал нарушаться более интенсивно. Так, во время обстрела, произошедшего два дня назад, два крупнокалиберных снаряда попали в крышу дома Сенем Гулиевой.
"Я на кухне мыла посуду и вдруг упала от неожиданного удара, меня буквально снесло. Поднялась на ноги, увидела, что со мной ничего не случилось. Невестка пришла и сказала, что снаряд попал в крышу дома", – вспоминает Гулиева.
В Гапанлы каждый шаг рассчитывается с учетом обстрела с армянской стороны. К примеру, верхние этажи домов или совсем не используются, или окна в них заложены кирпичом.
"С 1992 года мы на втором этаже не жили, заселились только два года назад, после того как с помощью Международного Комитета Красного Креста замуровали окна и построили стену", – рассказывает житель деревни Алим Гусейнов.
Если исключить апрельские бои, то, несмотря на отсутствие за последние 23 года крупномасштабных военных операций, в Гапанлы сохраняется военная обстановка. Об этом свидетельствует и соответствующая статистика: если до 1994 года в деревне, которая насчитывала 100 дворов, количество убитых и раненых составляло десять человек, то за период режима прекращения огня в результате обстрела со стороны армии Армении погибло шесть, ранено – 17 человек.
Во время апрельских боев 2016 года восемь домов в этой деревне были разрушены полностью, еще 48 — частично. Все они были восстановлены в прошлом году за счет государственных средств.