БАКУ, 2 дек – Sputnik. К договоренностям Организации стран-экспортеров нефти (ОРЕС) отношение скептическое, так как чисто технически и стратегически уменьшить или заморозить добычу и, соответственно, экспорт нефти странам-членам нефтяного картеля крайне сложно. Об этом Sputnik Азербайджан заявила ведущий научный сотрудник отдела экономического анализа и вопросов глобализации Центра стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте АР Гюльмира Рзаева.
Стоимость нефти в пятницу снижается в рамках коррекции после сильного ралли ранее, вызванного решением нефтяного картеля ограничить свой уровень добычи, свидетельствуют данные торгов. По состоянию на 09:36 стоимость февральских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent уменьшалась на 1,17% — до 53,31 доллара за баррель. Цена январских фьючерсов на нефть марки WTI опускалась в цене на 0,78% — до 50,66 доллара за баррель.
ОРЕС в среду достигла соглашения о сокращении с 1 января 2017 года своей добычи нефти на 1,2 миллиона баррелей в день – до 32,5 миллиона. При этом соглашение предполагает и участие стран, не входящих в картель. Их добыча должна суммарно снизиться на 600 тысяч баррелей в сутки, из которых 300 тысяч баррелей в день согласилась обеспечить Россия. Соглашение рассчитано на полгода с возможностью продления еще на шесть месяцев.
По словам Рзаевой, сокращать добычу технически сложно. К примеру, в России для сокращения добычи и снижения экспорта придется заморозить сотни скважин. Технически это очень сложно сделать и чисто геологически может привести к большим проблемам в скважинах. И затем, если надо будет вновь задействовать скважину, то понадобятся определенные инвестиции.
С другой стороны, стратегически, если страны OPEC сократят свою добычу, то они уменьшат свою долю на рынке и появится дополнительная рыночная ниша, на которую будут претендовать другие страны, не входящие в нефтяной картель.
"И я очень сомневаюсь, что Иран пойдет на это. Он пока не дошел до до-санкционного уровня и поэтому не снизит объем экспорта. Но если некоторые страны ОРЕС селективно согласятся на это, я думаю, что ИРИ будет готова занять освободившуюся нишу рынка. А это все понимают", — отметила Рзаева.
Словесная интервенция со стороны стран-участниц нефтяного картеля психологически влияет на цены, но на определенное время, и если все-таки они не пойдут на сокращение добычи, цены вернутся к прежнему диапазону, который в последние месяцы составлял 45-52 доллара за баррель.
"К договоренностям ОРЕС отношусь скептически, поскольку они носят декларативный характер. Какие-то декларации подписывают, на словах договариваются, но, когда дело доходит до конкретных действий, мы после этих собраний ничего не видим", — сказала Рзаева.
По мнению эксперта, добыча сланцевого газа не сильно повлияет на глобальный мировой рынок нефти, так как объемы будут не слишком высокие. Надо учитывать добычу, а также объем, выставленный на продажу. На самом деле может повлиять именно объем экспорта, а не размеры добычи в США. "Может быть психологическое давление, какие-то колебания в пределах одного-двух долларов, и вряд ли цены существенно пойдут вниз", — заявили Рзаева.
"До конца года цены уже не преодолеют планки 60 долларов за баррель, и я считаю, что они останутся на прежнем уровне, не считая небольших колебаний. В следующем году они, наверное, сохранятся в коридоре 45-55 долларов за баррель, поскольку я не вижу важных событий. которые могут значительно повлиять на рост цен на нефть до 60-70 долларов за баррель в течение следующего года. Заявления Трампа могут повлиять на цены в долгосрочной перспективе. Скажем, лицензирование месторождений в стране, где фактически колоссальные объемы нефти и газа. Если все это произойдет, то результаты последуют через пять-шесть лет, потому что добывать нефть и газ с новых месторождений – дело не одного года или двух лет", — отметила эксперт.
В Азербайджане бюджет на 2017 год рассчитан по цене 40 долларов за баррель азербайджанской нефти.