Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Заведующий кафедрой Азербайджанского университета туризма и менеджмента Бахадур Билалов в беседе со Sputnik Азербайджан рассказал о проблемах развития туризма в стране, в том числе о своих предложениях по поводу правильной организации праздников урожая.
– Как, по-вашему, должна развиваться туристическая промышленность в Азербайджане?
– Вот уже который год в различных регионах страны проводятся фестивали. Но пользы туризму от них никакой. Президент Ильхам Алиев многократно говорил в своих выступлениях о необходимости создания туристической промышленности. Однако многие люди не понимают, чего именно хочет президент. В туристическую промышленность входят различные объекты. Гостиницы, объекты общественного питания, транспортные компании – все они работают в отдельности, каждый — для себя. То есть совместная деятельность отсутствует. Для формирования в стране туристической промышленности важно, чтобы все объекты работали вместе ради единой цели.
– У вас есть конкретные предложения по данному поводу?
— Еще 5-6 лет назад я выдвинул предложения по поводу проводимого в Гейчае Праздника граната. К большому сожалению, здесь никто ни к кому не прислушивается. Я много раз говорил об этом, но никто меня не услышал.
Мы должны по одному решать все поставленные президентом страны вопросы развития туризма, в том числе обеспечить туристический поток в страну, увеличить доходы в бюджет от туризма. На проведение всех этих фестивалей из бюджета расходуется немало денег. А есть какой-то доход от них? Нет. А все потому, что следует изменить сам формат этих фестивалей, перенимать международный опыт, привлекать к работе специалистов. После этого уже можно думать о том, что сделать, чтобы и фестиваль провести, и зарубежных туристов привлечь. Не будут же туристы ждать Праздника граната в Гейчае как Олимпиаду в Рио-де-Жанейро.
Я неоднократно повторял, что следует изменить формат. Нельзя проводить праздник ради самого праздника. Например, у меня было много предложений по поводу праздника Новруз. Я обратил внимание на то, что формат с прошлого года несколько изменился. Раньше все собирались, президент зажигал костер, начинался праздник. И спустя несколько часов праздник заканчивался. Однако, следует учитывать, что в преддверии Новруз байрамы в нашу страну приезжает большое количество туристов Ирана. А значит, сценаристы и специалисты по туризму должны собираться, писать сценарии проведения этого праздника. И продолжаться он должен не один, а несколько дней. Если в этом году число туристов в стране составляло 50 тысяч человек, то в последующие годы оно должно быть 100, 150 тысяч. Туристов надо заинтересовывать. А конкретно их можно привлекать проведением различных праздников урожая.
– Кстати, давайте поговорим о последнем Празднике граната в Гейчае. По сравнению с прошлыми этот прошел весьма бледно: начался достаточно поздно, была проблема с переменой места, гости остались недовольны ценами…
– Я сам тоже родом из Гейчая. И мне не понятно, почему руководители исполнительной власти района до сих пор ни разу не поинтересовались моими предложениями. Я неоднократно писал по этому поводу в газетах, давал интервью…
А я предлагал, что прежде чем проводить Праздник граната, следует рассмотреть вопрос об отелях, мотелях, системе питания. Следует написать сценарий праздника. Проводить его не в ноябре, а в период с 20 по 25 октября, чтобы туристы видели, как гранат растет на дереве, участвовали в сборе урожая.
К примеру, Праздник граната будет проводиться в Гейчае 20-22 октября 2017 года. В последний день праздника организуется сбор граната, и туристы принимают в нем участие. С фермерами надо заключить договор, поставить им условие, что, к примеру, тому, кто соберет 100 килограммов граната, они отдадут два килограмма в подарок. Сейчас на праздник устраивают конкурсы в различных номинациях, по которым вручаются призы. Эти призы следует вручать и туристам, чтобы заинтересовать их. В рамках праздника можно организовывать экскурсии по самому Гейчаю и близлежащих районам. Так, в Гейчае есть старая баня, здесь растут березы. Еще в 1918 году снаряд, выпущенный армянами, сломал березу. Однако дерево не было уничтожено, три его ветки сохранились и стали расти дальше. Это имеет символическое значение. Недалеко от гейчайской трассы есть место, называемое Səsli qaya ("Голосящая скала") – если говорить, стоя рядом с ней, раздается эхо.
Аналогичные праздники можно проводить и в других регионах, где произрастают свои специфичные фрукты и овощи.
– Как вы расцениваете работу Министерства культуры и туризма в свете развития туризма в стране?
– Большинство работников отделов министерства имеют специальности, связанные с культурой. Среди них практически нет тех, кто закончил вуз по специальности "туризм". По инициативе министерства мы организуем для них курсы, но, к сожалению, никаких результатов нет.
– Некоторое время назад шли разговоры о необходимости создания хостелов…
– Они и сейчас идут. У нас есть предприниматели, которые занимаются хостелами. Однако цены в них не радуют. Несколько дней назад я поинтересовался ценами на хостелы в Европе. Представьте себе, в Венгрии я нашел хостел по цене пять манатов за ночь. Но в Азербайджане найти хостел за пять манатов невозможно. За эти деньги можно только переночевать в вагонах, которые стоят на железнодорожном вокзале. В наших хостелах цены начинаются с 20 манатов. У нас есть отели, ночь в которых стоит 25 манатов с завтраком. Владельцы хостелов должны стараться, чтобы их комнаты не пустовали. Тем не менее, некоторые отели пустуют, но свои цены все равно не опускают.
С другой стороны, данные государственного статистического комитета удивляют. Создается впечатление, что отели скрывают настоящее число постояльцев. Например, согласно статистике, в 2014 году в отелях страны предусматривались места на 25 тысяч постояльцев. Однако, согласно сведениям Минкультуры и туризма, в отелях на тот же год предусматривалось 42 тысячи спальных мест. То есть, получается, что предприниматели скрывают настоящие данные.
Как-то я предлагал для верной статистики освободить отели от налогов на два года и проводить постоянные проверки. За этот период следует требовать от предпринимателей указывать фактическое число постояльцев. В случае укрытия применять жесткие штрафные санкции. И когда спустя два года он начнут платить налоги, появятся реальные цифры.