Аяз Яшылйарпаг, Sputnik Азербайджан
Повозка, запряженная лошадью, сворачивает с шоссе Бахрамтепе-Билясувар в село Чахырлы. В ней сидят двое, везут полные мешки и пустые ведра.
Подхожу и спрашиваю о грузе. Выясняется, что это жители села Чахырлы Имишлинского района. Они направляются к своему земельному участку для посева.
"Поле в нескольких километрах от села. Сейчас время для посева. В мешках зерно. Из-за глубокой грязи автомобилям трудно проехать, поэтому мы выбрали повозку", — говорит один из них.
Зовут его Ядулла Абилов. Он рассказывает, что в процессе посева они не будут пользоваться техникой: "Недавно прошли сильные дожди. Техника застревает и не может двигаться. К тому же это дополнительные расходы. Вот и будем делать все вручную. По-другому никак".
Мне становится интересно: как можно сеять вручную? Чтобы увидеть это, приходится идти пешком два километра.
Перед нами бескрайние поля. Неподалеку пасется стадо коров, где-то работает трактор. Голоса людей, животных и шум техники смешались. После тумана установилась хорошая погода, а такое в ноябре редкость.
Добравшись до места, я увидел, что не только Абилов работает без помощи сельхозтехники.
Они не покупают ни семена, ни удобрения
На участке Абилова разгружаем мешки. Ядулла говорит, что зерно для посева получили из прошлогоднего урожая, а в качестве удобрений используют органику: "Это сорт "Безостая". Дает 30-35 центнеров. Каждый гектар засеваем 260-270 килограммами семян. Если использовать азот, урожайность повысится, но приобрести у Aqrolizinq удобрение и привезти сюда — дорого. Поэтому мы используем натуральные удобрения".
Несколько человек с полными ведрами выстраиваются в один ряд у края поля на расстоянии двух метров друг от друга. Выдохнув: "С Богом!", они начинают движение по полю, разбрасывая зерна, а для того чтобы зерен хватило, следом за ними идет подросток с двумя ведрами, наполненными до краев. Все это делается на глаз. Порой эта картина прерывается возгласом Ядуллы: "Сейте гуще!".
"Трудно жить одним сельским хозяйством"
Крестьяне недавно получили субсидию за прошлый год. Они благодарны за государственную помощь, но этих денег не хватает на возмещение всего ущерба. По их словам, один гектар участка вспахивают за 40 манатов, посев с помощью техники стоит 50 манатов. С учетом всех расходов, сбор пшеницы и доставка на подворье обходится в 200 манатов. Государство покрывает лишь 90 манатов из них.
По словам Абилова, крестьянам все трудней содержать семью, занимаясь сельским хозяйством: "Аренда техники дорожает, семена тоже. Независимо от отрасли сельское хозяйство не приносит ожидаемого нами дохода. Крестьяне не могут жить только за счет сельского хозяйства. Некоторые даже близко не подходят к своему земельному участку".
Но Ядулла Абилов не унывает: "Для покрытия расходов часть пшеницы на посев продаем. Остальное зерно идет на корм живности, на хозяйство, и на следующий посев. Муку и хлеб в магазине не покупаем, периодически возим пшеницу на мельницу промолоть, а хлеб печем в тендире. Уверены, что хотя бы хлеб у нас будет".