В 1969 году в пригороде Баку в поселке Зых было создано подразделение подводного спецназа. Публикация в российской прессе об этой секретной базе вызвала множество откликов.
События в Сирии убедительно доказывают актуальность советского опыта формирования военной элиты дружественных стран – отмечают морские офицеры, выпускники бакинского Военно-морского училища, рядом с которым располагалась та самая секретная часть под командованием Виталия Георгиевича Пашица (1926-2013 года).
"В годы войны Баку взял на себя функции кузницы кадров для ВМФ СССР", — говорится в книге об истории советского спецназа, написанной капитаном 1 ранга Пашицем.
Многие годы Баку был центром воспитания элиты армий Африки, Ближнего Востока. Курсанты из 32-х стран арабского мира, Кубы и других латиноамериканских стран, а также стран Варшавского договора (Болгария и ГДР) проходили в этой войсковой части обучение и становились офицерами — командирами и создателями подразделений спецназа себя на родине. И разумеется, основной контингент обучающихся десантников набирался из числа лучших призывников со всего Советского Союза.
Пашиц стал командиром этой части, а прежде чем возглавить одну из самых элитных военных частей в СССР, стал одним из самых авторитетных специалистов морского спецназа. Пашиц – участник парада Победы на Красной площади в Москве в 1945 году, кавалер ордена Красной звезды и 19-ти боевых медалей и государственных наград.
По окончании Ленинградского военно-морского училища Пашиц служил на Балтике, где создал образцовую школу обучения подводных спецназовцев. В 1969 году Генштаб ВМФ поручает ему создание части для подготовки спецназа дружественных стран, и Пашиц настоял на размещении ее на Каспии, рядом с Каспийским высшим военным морским командным училищем (КВВМКУ).
Сам он поступил в КВВМКУ в 1943 году, его сокурсниками были будущие вице-адмиралы В.Рябов, Н.Долматов, Г.Лазарев, В.Петров, контр-адмиралы Т.Гайдар, А.Сулейманов, С.Сухоручкин. Позднее выпускниками училища стали экс-министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, главком ВМФ РФ адмирал Чернавин, экс-посол России в США Юлий Воронцов и многие будущие адмиралы, цвет ВМФ СССР 1980-90-х годов.
"От подгота до спецназа" — так называется книга Пашица, изданная в 2009 году в Баку. Также Пашиц – автор воспоминаний о своем друге, командующем Каспийской флотилией адмирале Касумбекове, и ставших настольной книгой для офицеров спецназа "Записок командира каспийского спецназа".
Каспийский спецназ
Пашиц прекрасно знал каспийское побережье и доказал его преимущество перед черноморским. Для учений использовали шельфы российского, азербайджанского и туркменского участков побережья Каспия. Идеальная база – учения на море, в горах, пустыне Кара-Кум, в Набрани и Талышских горах и, естественно, на островах Бакинского архипелага. В разнообразных условиях каспийского бассейна Пашиц отрабатывал методику проведения занятий и учений для создания универсального десантника.
Есть и еще одна причина, по которой Пашиц настаивал на создании войскового подразделения в поселке Зых: "Баку, — пишет он, — интернациональный регион планеты, что также оказывает положительное воздействие на курсантов-иностранцев. Для объединения усилий спецслужб разных стран в совместной борьбе против терроризма нужны созидательные мотивы. Уничтоженное с разрушением СССР понятие "интернациональный долг" оказывало большое положительное влияние на мышление офицеров спецназа разных стран".
Тема формирования международного сотрудничества спецслужб против мирового терроризма сейчас актуальна, и опыт каспийской базы очень востребован. Десантники из Анголы, Кубы, СССР готовы были прийти на помощь любой стране, с представителями которой они сотрудничали в учебном центре на Каспии. Что доказано не раз, ученики Пашица, гордо называвшие себя "спецназ Каспия", проявили себя в секретных операциях во многих странах. Сила этого братства офицеров не утеряна, и во многих странах напоминание о центре десантников в Баку раскрывает любые двери – так что впору создать международный клуб его выпускников.
Пашиц был инициатором открытия базы именно как центра, где формировалась элита вооруженных сил десятков стран-союзников СССР.
С Черного моря в Баку перевели учебно-испытательный отряд. Касумбеков, знавший Пашица по Балтийскому флоту, был одним из активных сторонников проекта. Сослуживцы неоднократно бывали на приеме у первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Гейдара Алиева, который мобилизовал строителей для скорейшего введения в строй базы и жилья для семей офицеров новой войсковой части. Поддержка Гейдара Алиева позволила Пашицу за два года создать лучший в мире по технической оснащенности центр подготовки морского спецназа. В 1992 году вышедшего на пенсию Пашица возвращают в родную часть, где он подготовил целую группу десантников, отлично проявивших себя в боях за Нагорный Карабах в 1992-1994 годах. Пашиц воспитал группу специалистов по оперативно-разведывательной работе для Министерства обороны Азербайджана.
Годы, проведенные в Баку
О секретах создания военной элиты арабского мира и стран Восточной Европы Пашиц щедро делится в своих книгах: "Мы не готовим агентов 007, мы готовим военную элиту, морских десантников, готовых к самым разным неожиданным событиям во время выполнения заданий в любой точке мира", писал он.
Сохранить уникальный опыт истории советского спецназа, а также опыт основателя спецназа независимого Азербайджана – значит, со временем прибрести шанс вновь стать кузницей кадров для элитарных военных подразделений. Многие ученики Пашица со временем стали адмиралами и генералами своих национальных армий и до сих пор с благодарностью вспоминают уроки мастерства, полученные на берегу Каспия, многие оказались востребованы даже после выхода на пенсию, многие стали создателями МЧС своих стран.
По инициативе Пашица в рамках игры "Зарница" был создан молодежный маршрут. Юные спецназовцы из республик СССР шли по пути каспийских десантников. Маршрут был очень сложный, только для подготовленных. Также Пашиц – один из тех, кто стоит у истоков экстремального туризма в СССР, тогда это была военно-патриотическая игра "Я – спецназ". Маршрут включал в себя восхождение на Шахдаг, поход в Кара-Кумы и несколько дней учений на спортбазе на берегу Каспия.
Друзья
С приходом на Каспий адмирала Касумбекова база отряда подводников – на подъеме. Командование ВМФ не сомневалось, что тандем двух десантников, Касумбекова и Пашица, создадут лучшую в СССР базу подготовки советских Рембо. Тандем не подкачал, буквально с первого года в войсковую часть в поселке Зых все флоты стран Варшавского договора стали посылать своих специалистов.
Во всех своих книгах Пашиц отмечал важную роль в работе Касумбекова. По его приказу базе была передана плавучая мастерская, и по оснащению каспийская база стала лучшей для войск спецназа в СССР и странах Варшавского договора. Благодаря тандему Пашиц–Касумбеков каспийская база стала полигоном испытания советского разведывательно–диверсионного оружия. 15 видов аппаратов – одноместные подводные лодки "Тритон 1М", "Тритон 2", позднее двухместная "Сирена — УМЭ" и другие, испытаны здесь на учениях. Многие из них приняты на вооружение советского военного флота, например, подводная лодка "Пиранья". Каспийская база стала полигоном для испытаний военного оборудования, созданного на судостроительном гиганте ЛАО – Ленинградское Адмиралтейское Объединение. Не случайно именно десантникам Пашица поручалось проведение уникальных учений – например, с применением т.н. экранопланов. Это малоизвестная страница в истории советской армии, хотя, как оказалось, эти учения привлекали внимание ведущих военных держав.
Каспийский монстр
С 1930 по 1970 годы – эра гидропланов, самым надежным и эффективным считался гидроплан Сикорского С-20. Он успешно совершал перелет через Атлантику, а грузоподъемность его была чуть меньше американского тяжелого бомбардировщика времен Второй Мировой. После создания в Европе сети современных аэропортов эра гидропланов закатилась, казалось навсегда. Но стоило СССР провести успешные учения гидропланов на Каспии, как Германия, Иран, позднее Китай начали развивать это направление. Сейчас на вооружении Ирана десятки гидропланов.
IMO (Международная морская организация) считает экранолетом морское судно, способное летать. Два преимущества: большая грузоподъемность, меньшие затраты топлива и скорость до 500 километров в час. Аппарат летит с применением "экранного эффекта", значительного увеличения подъемной силы при движении на очень малой высоте над водной или другой поверхностью. Высота полета соизмерима с шириной крыла, то есть три метра.
Пашиц создавал бойцов–универсалов, воздушные десантники превращались в подводных, по окончании задания их вновь подбирали экранопланы. В 1971 и 1976 годах перед командованием ВМФ был поднят вопрос создания на Каспии, в поселке Говсаны, учебно–испытательного центра ВМФ СССР для обкатки самых современных видов оружия. Отличная гавань, рядом НИИ "Норд" и испытательный полигон Сормовского завода (созданный здесь еще в 1950 году), рядом военный аэродром в поселке Гала, как база для десантников-парашютистов. Пашиц считал, будущее – за единой базой подготовки универсального спецназа. Сейчас это названо силами быстрого реагирования и активно развивается во всех ведущих армиях мира, но учения на Каспии 1980 года с участием гидропланов во многом предопределили развитие морского десанта.
Пашиц дает в своих книгах описание этих учений. В 1980 году в них принимали участие авиация Черноморского флота, соединения Закавказского и Туркестанского военных округов, корабли Закавказского и Туркестанского погранокругов, суда Каспийского пароходства и впервые в СССР – два экраноплана. Один из них, созданный по инициативе Ростислава Алексеева в 1966 году экраноплан КМ ("корабль–макет") позднее был назван из-за гигантских размеров "Каспийским монстром".
Пашиц дает высокую оценку экранопланам: "Их участие в учениях внесло значительную долю успеха в действия атакующей стороны и утвердило их перспективность. Они усиливали возможности надводных сил, ибо обладают большим скоростным ходом, вернее, полетом, им по плечу небольшие песчаные косы и отмели"… "Экранопланы типа "Орленок" способны летать со скоростью 500 километров в час, стартовать с волны до двух метров, десантировать до двух рот морских пехотинцев или два плавающих танка".
С 1980 года Пашиц и Касумбеков настаивали на внедрении экранопланов в "ряды" морской пехоты и ВДВ. Но не были услышаны в Москве. Результатами успешных испытаний экранопланов воспользовались другие страны. Спустя годы выясняется, что создатели экранопланов предложили армии великолепное универсальное транспортное средство, от которого тогда отказались. Теперь приходится догонять тех, кто изучил и усвоил советские разработки и выжал максимум из единственной премьеры "Каспийского монстра".
Учения 1980 года произвели на иностранных военных специалистов ошеломительное впечатление и привели к бурному развитию экранопланов во всем мире, кроме СССР. Здесь корабль–самолет "Лунь" был попросту заброшен и сейчас догнивает на берегу Каспия. У другого экраноплана судьба счастливее, "Орленок" выставлен на берегу Химкинского водохранилища как орудие устрашения для браконьеров – тогда как Китай, Южная Корея, США, Германия, Иран стали спешно конструировать экранопланы. В СССР еще до распада Союза это направление было законсервировано на долгие годы, а Иран к 2010 году уже имел три эскадрильи одноместных экранолетов–разведчиков "Bavar 2".
Насколько советская военная техника опережала в 1980 году конкурентов, ясно из такого сравнения: Южная Корея инвестировала 92 миллиона долларов в создание к 2019 году экраноплана грузоподъемностью до 100 тонн. А десантно–транспортный экраноплан Ф-90 "Орленок" образца 1966 года имел при взлетном весе до 540 тонн гораздо большую грузоподъемность, чем экраноплан корейцев будет иметь в 2019 году. При длине в 100 метров он многие годы считался самым крупным летательным аппаратом в мире. Опережение минимум на 30 лет, но идеями конструкторов каспийского монстра воспользовались другие.
В Китае в 1995 году создан центр по развитию экранолетов. Во многом с опорой на советские разработки – отмечает Голдовский, лауреат премии России в области науки и техники – уже к 2017 году Китай планирует построить значительное число экранолетов, в том числе двойного назначения, и стать монополистом на мировом рынке. Лучшие образцы созданы в СССР, а результатами испытаний воспользовались другие. По мнению Голдовского, в России большие экранопланы могут найти применение на линиях Санкт-Петербург – Калининград (1000 километров), Петропавловск-Камчатский – Владивосток (2,5 тысячи километров), и прочих.
"В этот период на Каспии начались заводские, а затем и государственные испытания экранопланов, — пишет Пашиц о 1980 годе, — А спустя некоторое время два экраноплана приняли участие в зачетно–тактических учениях ККФ, что внесло значительный вклад в успех действий атакующей стороны и утверждало их серийное производство, увеличение боевых возможностей надводных сил флота. Касумбеков принимал самое активное участие в проведении испытаний этих новейших единиц ВМФ".
Учения с применением экранопланов на Каспии не случайность. Подготовленные кадры показали перспективность их применения в разведке и десантных операциях во всем блеске.
"В 1980 году два экраноплана прибыли в район поселка Говсан, где для них заранее были обследовано дно, расчищена площадка и сделаны заграждения. В ходе учения сделаны были предложения по увеличению размеров люка для выхода разведчиков из отсека на крыло, извлечению и спуску на воду ПСД. Однако практической высадки группы с экранопланов не производилось, а далее все было забыто и не реализовано по известной всем причине". Причина – развал армии, перестройка, распад СССР.
Актуальность школы Пашица
Методика Пашица в 1970-е годы вызывала возражения: зачем морскому спецназу тренировки в горах, в лесу. Сейчас она актуальна. Россия создает войска быстрого реагирования, основу которых, по словам командующего ВДВ генерал–полковника Владимира Шаманова, должны составить воздушно–десантные войска. Десантники уже давно воюют по правилам гибридных войн. Прежде бригады спецназа Вооруженных сил подчинялись Главному разведывательному управлению Генштаба, а морская пехота – главкомату ВМФ. В 2015 году пришли к тому, что создавал на Каспии Пашиц в 1970 году: универсальный спецназ. Сегодня это – мировая тенденция: воздушные десантники и морской спецназ должны быть как сообщающиеся сосуды.