Эксклюзивное интервью помощника президента Азербайджана по общественно-политическим вопросам Али Гасанова Международному информационному агентству Sputnik Азербайджан в связи с Актом референдума "О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики".
- В любой стране конституционные реформы считаются проявлением социального заказа. С этой точки зрения – каковы факторы, вызвавшие необходимость проведения референдума о внесении дополнений и изменений в Конституцию Азербайджана?
— Конституция Азербайджанской Республики была принята 12 ноября 1995 года. Дважды – 24 августа 2002 года и 18 марта 2009 года – были проведены референдумы о внесении дополнений и изменений в Конституцию. Учитывая, что сейчас вновь возникла такая необходимость, Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 18 июля 2016 года подписал Распоряжение "О направлении в Конституционный суд Азербайджанской Республики проекта Акта референдума Азербайджанской Республики "О внесении изменений в Конституцию Азербайджанской Республики".
25 июля на специальном заседании Пленума Конституционного суда было вынесено заключение о соответствии проекта Акта референдума требованиям Конституции. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 26 июля 2016 года "О проведении общенародного голосования (референдума) с целью внесения изменений в Конституцию Азербайджанской Республики" было принято решение провести референдум 26 сентября, и проект Акта референдума был опубликован в печати.
Согласно международному опыту, за исключением государств, известных традициями внесения ограниченного количества изменений в Конституцию, в любой стране проведение конституционных реформ в соответствии с геополитическими и геоэкономическими условиями, уровнем и перспективами развития является широко распространенной практикой. Например, несмотря на то, что за 229 лет в Конституцию США было внесено всего 27 изменений, число предложений, связанных с изменениями основного закона, превысило 11 тысяч. Это – проявление социального заказа на обеспечение динамичности основного закона в США, известных стабильностью своих конституционных основ, а также важный пример, свидетельствующий о необходимости осуществления в любой стране реформ в соответствии с современными вызовами.
Необходимость внесения дополнений и изменений в Конституцию Азербайджана возникла в связи с коренными изменениями, произошедшими в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны за 7 лет, миновавших после 2009 года, а также политическими и экономическими процессами, протекающими в регионе и мире.
Будут внесены изменения в 23 статьи Конституции и добавлены шесть новых статей
- Как бы Вы охарактеризовали основные цели изменений в Конституцию?
— В Акте референдума предусматривается внесение изменений в 23 статьи Конституции Азербайджана и дополнение ее шестью статьями. Дополнения и изменения предусматривают совершенствование основ, обеспечивающих защиту прав и свобод человека; формирование эффективного и гибкого механизма государственного управления, укрепление вертикали исполнительной власти и исполнительской дисциплины; совершенствование механизма экономического управления для обеспечения эффективности и последовательности проводимых экономических реформ; определение новых требований, связанных с деятельностью законодательной власти; создание дополнительных гарантий безопасности государства, стабильности в обществе. В целом изменения продиктованы глубинными преобразованиями в стране, а также охватывают основные сферы жизнедеятельности общества на современном этапе.
- Говоря о дополнениях и изменениях, Вы, в первую очередь, коснулись вопроса совершенствования основ, гарантирующих защиту прав и свобод человека. Было бы интересно узнать Ваши мысли о сути дополнений и изменений в этой сфере.
— Предполагается внести дополнения и изменения в 15 статей главы Конституции, связанной с основными правами и свободами человека, что составляет более 60 процентов всех изменений.
Предлагаемые согласно проекту защита достоинства человека, судебное обеспечение прав и свобод, а также их защита в административном порядке, запрещение локаута с целью более надежного обеспечения права граждан на труд, включение в концепцию собственности соответствующего западной правовой системе прогрессивного понятия социальной ответственности, повышение ответственности государственных органов в отношении к гражданину, ужесточение требований, призванных предотвратить возможные случаи произвола, установление аналогичных требований и для муниципалитетов и муниципальных служащих, создание надежных гарантий для защиты персональных данных, закрепление положения о пропорциональности ограничения законом прав и свобод человека ожидаемому государством результату и др. – очень прогрессивные предложения, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В то же время, в отличие от предыдущей редакции, в предложениях в рамках международного права предусмотрены также установленные законом случаи утраты гражданства.
В предлагаемых в проекте дополнениях и изменениях учтены требования международных законов в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, к которым присоединился Азербайджан.
Учреждение института вице-президентства продиктовано задачей совершенствования президентской формы правления
- В чем цель предлагаемых в Конституцию изменений, связанных с формированием нового механизма государственного управления?
— В результате осуществляемой в последние 25 лет целенаправленной стратегии Азербайджан превратился в способную проводить независимую политику, обладающую устойчивой экономической системой, современную, самодостаточную, уверенно движущуюся вперед по динамичному пути развития влиятельную страну, являющуюся достойным членом международного сообщества. Однако, опыт последних нескольких лет показывает, что на нынешнем уровне развития страны механизмы государственного и экономического управления, определенные Конституцией, принятой в 1995 году, должны быть усовершенствованы с целью обеспечения принятия оперативных решений и их эффективного исполнения, оптимального управления, а также более решительного устранения бюрократии и других негативных явлений.
Ряд предложенных в Конституцию Азербайджана изменений предусматривает формирование эффективного и гибкого механизма государственного управления, укрепление вертикали исполнительной власти и исполнительской дисциплины. С этой целью предлагается создать институт вице-президентства, установить срок полномочий президента в 7 лет.
Институт вице-президентства оправдал себя как благоприятный механизм для обеспечения оперативного и эффективного управления и в международной практике. Учреждение должностей вице-президентов продиктовано целями обеспечения совершенствования президентской формы правления в Азербайджане, его адекватности современным вызовам, оптимальной функциональности механизма государственного управления в форс-мажорных ситуациях, оно служит расширению сферы охвата экономических реформ и их ускорению. С формированием нового института также уточняется механизм исполнения полномочий президента Азербайджана, государственное управление страхуется от опасности оказаться в параличе.
Увеличение срока полномочий президента с 5 до 7 лет преследует цель снижения интенсивности напряженного избирательного процесса в Азербайджане, где в течение 5 лет трижды проводятся выборы (президентские, парламентские, муниципальные), создания условий для активности граждан не только в политической, но и экономической, социальной, гуманитарной и других сферах, экономии дополнительных бюджетных расходов.
С другой стороны, есть уверенность в том, что это гарантирует провозглашенный курс реформ, своевременное выполнение в полном объеме стратегических задач, программ экономического развития и социального благосостояния, намеченных на будущее. В конституциях многих стран срок президентства установлен в 6-7 лет. Примером являются такие страны, как Австрия, Финляндия, Франция (до 2000 года), Израиль, Казахстан, Мексика, Италия, Ирландия, Ливан, Сингапур, Россия.
Изменения создают дополнительные гарантии защиты граждан от произвола госчиновников
- Предусматриваются ли реформы и в области экономического управления?
— Снижение цен на энергоресурсы в результате начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса подвергло серьезным испытаниям экономики многих стран-экспортеров нефти и газа.
В тот период Президент Азербайджанской Республики господин Ильхам Алиев определил развитие ненефтяной экономики в стране как одну из стоящих перед ней стратегических задач. За минувший период в Азербайджане были осуществлены последовательные меры, направленные на формирование отвечающей современным требованиям ненефтяной экономики и соответствующей инфраструктуры, реализованы важные государственные программы.
Резкое падение в 2015 году цен на энергоресурсы наряду с интенсификацией проводимой в этом направлении работы вызвало также необходимость создания гибкого механизма экономического управления, способного обеспечить принятие оптимальных решений и их своевременное исполнение в полном объеме. Президент Азербайджана объявил 2016 год Годом экономических реформ, за минувшие 7 месяцев подписаны многочисленные указы и распоряжения, обеспечивающие экономические реформы, учреждены новые структуры.
Институт вице-президентства, создание которого предусматривается в настоящее время в соответствии с предлагаемыми дополнениями и изменениями в Конституции, подтвердил свою жизнеспособность на практике отдельных стран как оптимальный механизм управления, в частности, для обеспечения устойчивости экономических реформ и реализации в полном объеме принятых в этой сфере решений. Кроме того, согласно изменениям и дополнениям, точно определяются границы регулирующих функций государства в области предпринимательства, либерализируется регулирование предпринимательства государством.
Государство осуществляет в области предпринимательства только регулирование, связанное с защитой государственных интересов, жизни и здоровья людей. Проясняется конкретная цель регулирования, и те или иные правила, не служащие этой цели, признаются ненужными.
Одновременно подчеркиваются социальные функции частной собственности, ограничиваются ее возможности нанести вред обществу. Предлагаемые изменения создают дополнительные гарантии для защиты граждан, в том числе предпринимателей, от произвола государственных чиновников, их противозаконного поведения. В случае принятия изменений дополнения к этой статье будут развиты и в других законах. Будет также повышена ответственность муниципалитетов и их должностных лиц перед гражданами.
Устранение нижнего возрастного ценза стимулирует политическую активность молодежи
- В проекте Акта референдума содержатся новые требования, связанные с деятельностью законодательной власти, и даже положения, определяющие случаи роспуска парламента. Чем обусловлены предусмотренные изменения?
— Новые требования, предусмотренные в связи с деятельностью законодательной власти, охватывают подход, основанный на принципе создания равных условий для обеспечения прав человека. Например, с устранением возрастного ценза лицам, обладающим правом участия в выборах, также предоставляется право быть избранными. Кроме того, устраняется возрастной ценз на назначение на высокие государственные посты и в выборные органы.
Согласно заключению Венецианской комиссии Совета Европы, возрастное требование может быть установлено только для специфических высоких должностей, и рекомендуется, чтобы оно было не ниже 25 лет. В законодательстве Азербайджана для занятия высоких должностей предусмотрены требования высшего образования и другие, и в таком случае избрание или назначение граждан в возрасте 18-20 лет на эти должности ограничивается.
Должен отметить, что в основных законах ряда стран, к примеру, Франции и Финляндии, возрастной ценз для занятия должностей не установлен. А также, согласно "Акту о народном представительстве" Великобритании от 1948 года, для избрания в парламент определен возрастной ценз в 21 год, а с 1969 года – 18 лет. Для того, чтобы быть избранным в парламент в таких странах, как Германия, Исландия, Венгрия, считается достаточным достижение 18-летнего возраста, а в России, Ирландии, Португалии и Чехии – 21 года. В соответствии с международной практикой устранение нижнего возрастного ценза является одним из важных факторов, позволяющих любому человеку реализовать свой потенциал, стимулирующих политическую активность, особенно молодежи.
Предлагаемые изменения также уточняют нормы, связанные с лишением депутатства и утратой депутатами своих полномочий, создают гарантии для повышения прозрачности в деятельности члена Милли Меджлиса для того, чтобы он не дискредитировал такое высокое звание, как представитель народа. Аналогичная норма отражена и в законодательстве Великобритании, и соответствующие требования отнесены к членам парламента этой страны.
Включение в Конституцию новых положений, устанавливающих случаи роспуска парламента Азербайджана, связано с теоретической возможностью паралича его деятельности. Это не должно пониматься как ослабление парламента в качестве ветви власти.
Президент должен обеспечивать нормальную, непрерывную деятельность государства, ветвей власти. Аналогичный механизм роспуска парламента определен в основных законах многих стран, в том числе Франции, Германии, Италии, Ирландии, Румынии, России и других. Например, в Германии дважды – в 1972 и 1982 годах, а во Франции в 1961, 1981, 1988 и 1997 годах был распущен парламент. Однако, в отличие от президента Германии, президент Франции обладает также дискреционными полномочиями роспуска парламента. Его решение не основано на утверждении или представлении со стороны премьер-министра и вообще не требует серьезного обоснования. По Конституции президент может лишь посоветоваться с премьер-министром и руководителями обеих палат парламента.
- Каковы геополитические факторы, обусловливающие необходимость предложенных в Конституцию изменений для дальнейшего укрепления безопасности государства, стабильности в обществе?
— Хотя между странами региона Южного Кавказа – Каспийского моря и существует атмосфера сотрудничества, сложные геополитические процессы, локальные и межгосударственные конфликты остаются факторами, угрожающими стабильности и безопасности в регионе. 20 процентов территории Азербайджанской Республики оккупированы Арменией, принимаемые на протяжении многих лет меры для урегулирования конфликта пока не дали никаких результатов. Наряду с этим опыт показывает, что отдельные страны региона не застрахованы и от угроз, открывающих путь нарушению внутренней стабильности и гражданскому противостоянию.
Учитывая сложность политических и экономических процессов на современном этапе, создание конституционных основ для осуществления дополнительных мер с целью усиления безопасности государства и стабильности в обществе стало необходимостью. В предлагаемом проекте Акта референдума предусмотрены уточнение рамок Вооруженных сил Азербайджана, определение пограничных войск, внутренних войск, национальной гвардии и других вооруженных соединений как составных частей вооруженных сил. Кроме того, предложено расширить запрещающие рамки на всю агитационную и пропагандистскую деятельность, способную пробудить в обществе неприязнь и вражду, запретить объединения, создающие угрозу основам государства, преследующие преступные цели и использующие преступные методы.
Таким образом, предложенные изменения в Конституцию отражают глубокие позитивные перемены, произошедшие в последние годы в политической, социально-экономической и правовой сферах. Эта инициатива направлена на совершенствование государственного управления, создание более широкой базы для защиты прав и свобод человека, углубление проводимых реформ и обеспечение их эффективности.