БАКУ, 15 авг – Sputnik. Только ленивый не вспомнил, что визит министра обороны РФ Сергея Шойгу в Баку происходит через три дня после поездки его азербайджанского коллеги Закира Гасанова в Москву, и через неделю после встречи глав Азербайджана, Ирана и России.
Об этом Sputnik сказал руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков, комментируя визит российского министра в Баку.
В Баку с кратким рабочим визитом находится министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. В ходе его встреч с официальными лицами Азербайджана были обсуждены вопросы военно-технического сотрудничества, а также сотрудничество на Каспии в части совместной работы по безопасности.
Понятно, отметил эксперт, что одной из главных тем нынешних переговоров в Баку стало военно-техническое сотрудничество.
Нейжмаков напомнил, что неделю назад вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин назвал Азербайджан в числе стран, для которых Россия интересна как поставщик вооружений.
Собеседник Sputnik обратил внимание на то, что 13 августа в Москву отправился министр обороны Армении Сейран Оганян.
"В Ереване, как правило, настороженно реагируют на любые перспективы военно-технического сотрудничества Москвы с Баку. И действительно, Оганян обмолвился, что его страну этот вопрос беспокоит. Вероятно, глава военного ведомства Армении как раз пытался прозондировать почву на этот счет и получить какие-то дополнительные гарантии от российских партнеров", — сказал он.
Стоит напомнить, заметил Нейжмаков, что любой договор о поставках вооружений – это не просто разовая сделка. Продажа вооружений влечет предполагает периодические поставки комплектующих к ним, соответствующую подготовку военнослужащих.
То есть, отметил он, договоренности в военно-технической сфере – очень часто подспорье для длительного политического сотрудничества.
"Интересно, что глава Минобороны России по итогам переговоров с азербайджанским коллегой упомянул про обеспечение безопасности на Каспии. 15 августа как раз начались масштабные учения сил российской Каспийской флотилии. Об этом могли упоминать на переговорах в Баку. Но это вопрос ближайшей перспективы. Возможно, поднимались и проблемы стратегические", — считает политолог.
Эксперт привел в пример, как осенью 2015 года пуски ракет с кораблей этой флотилии по целям в Сирии вызвали вопросы у стран региона. Он также не исключил, что военные России и Азербайджана могли поднимать эту тему, чтобы снять любые подобные вопросы на будущее.
Что же до темы Карабаха, то ее, по словам Нейжмакова, Шойгу затрагивает не впервые. В начале апреля 2016 года, во время всплеска вооруженного противостояния в зоне конфликта, он уже проводил телефонные переговоры с коллегами из Азербайджана и Армении. Но тогда была кризисная ситуация.
"Сегодня положение в зоне конфликта спокойнее, но Шойгу в ходе своего визита "обменялся мнениями" с партнерами из Баку по карабахской проблеме", — считает политолог.
По его мнению, более активное участие российского министра в переговорах по Карабаху можно считать показателем возрастания его роли во внешнеполитических мероприятиях России. Но дело не только в этом.
С одной стороны, по словам эксперта, можно предположить, что переговоры по Карабаху сейчас интенсифицировались, поэтому встречи высокопоставленных лиц Азербайджана, Армении и России проходят едва ли не через день.
Даже в тех случаях, когда в официальных сообщениях о таких визитах не упоминается о карабахской теме, сохраняется вероятность, что она там обсуждалась. Но с другой стороны, подчеркнул собеседник Sputnik, вряд ли по решению проблемы Карабаха сейчас можно ожидать кардинальных подвижек.
Нейжмаков отметил, что пока наиболее реалистичная задача – именно заморозка конфликта. И в этом смысле участие в переговорах глав военных ведомств как раз объяснимо – именно им проще всего говорить о конкретных вопросах, позволяющих исключить вооруженные инциденты в регионе.