Евгений Слюсаренко, заместитель главного редактора портала Championat.com
В июне Министерством молодежи и спорта АР названы имена первых 55-ти спортсменов, которые примут участие в августовских Летних Олимпийских играх-2016 в Рио-де-Жанейро.
В их числе – один из самых титулованных спортсменов в истории страны, призер двух последних Олимпиад по вольной борьбе Хетаг Газюмов, чье прозвище упомянуто даже в Википедии – "Мустанг". Появление такого благородного никнейма – история, которую, скорее всего, не знает и сам Газюмов. И вообще мало кто знает.
Мартовское утро 2009 года выдалось в Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) неспокойным. В отдел вольной борьбы вбежало ответственное лицо, угрожающе размахивая бумагой. Факс был от FILA – Международной федерации объединенных стилей борьбы. Там значилось: оштрафовать ФСБР за участием в турнире в Красноярске незарегистрированного борца – И. Лобстерса. Сумма немалая. Самое главное – никто не понял: что за борец такой?
Государственный тренер по вольной борьбе Эрик Агаев надел очки и лично перечитал письмо.
– Лобстерс, Лобстерс… Странная фамилия. Нет у нас такого!
Начали копать – взяли протоколы турнира Ярыгина, отследили все схватки в каждом весе и…
— А-а-а! Да это же наш Омаров! Вот он – Лобстерс! Кто его так назвал?!
Все время поисков я сидел в сторонке и еле сдерживал истерические приступы смеха. Красноярские девчонки снова взялись за старое – но теперь даже они превзошли себя. Омаров-Лобстерс, это же надо такое придумать!
Так, поясню. Красноярские девчонки – это сотрудницы секретариата международного турнира по вольной борьбе памяти легендарного Ивана Ярыгина, который вот уже четверть века проводится в январе в Красноярске. Через них проходит вся документация, в том числе процесс заявок команд и отдельных спортсменов. И в их силах назвать кого угодно и как угодно – именно их вариант войдет в итоговые протоколы и будет объявляться диктором по всему дворцу спорта.
Первый раз я заметил, что девушки обладают чувством юмора как раз в 2006 году – на турнире Ярыгина, давшего 22-летнему тогда Хетагу Газюмову из североосетинского города Алагир путевку в большую борцовскую жизнь. Во всех поединках арбитры поднимали его руку, но пробиться в сборную России в те годы в весе до 96 килограммов, где он выступает всю карьеру, было малореальным. На чемпионате России 2006 года и турнире Ярыгина следующего года Газюмов уступал в финальных схватках, после чего, как показала жизнь, сделал правильный выбор, в 2007 году приняв приглашение Азербайджана. В этом качестве он выиграл две бронзовые олимпийские медали, трижды побеждал на чемпионате Европы, по одному разу – на Европейских играх и на чемпионате мира. Но это другая история.
А теперь, все же – как Хетаг Газюмов стал Мустангом? Именно это прозвище, которое уже безвозвратно ушло в народ, приводит как Википедия, так и другие биографические ресурсы. Все очень просто. Это случилось прямо на моих глазах, во время процесса подачи заявки. Девушкам показалось очень забавным, если к имени Хетаг добавить рифмующееся (и очень подходящее к фактуре борца) слово "Мустанг". Так его и представляли на турнире Ярыгина 2006 года, в том числе на пьедестале почета: Хетаг Мустанг Газюмов. Если не верите – посмотрите официальные протоколы того турнира, они есть на официальном сайте ФСБР.
Теперь вы знаете тайну, которую я носил с собой десять лет. Впрочем, не думаю, что Газюмов в обиде на свое "второе имя". В конце концов, с таким благородным прозвищем, под которым его знает весь мир, плохо выступать как-то неприлично. Мустанг – это звучит гордо и как-то по-ковбойски.
Да, и с тех пор внимательно слежу за протоколами турниров Ярыгина – но в последние годы там все прилично. Видимо, те самые девушки теперь юморят где-то в другом месте.