Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Мы часто слышим, что многое в жизни человека зависит от его родителей. Но, попав в Дом для престарелых, понимаешь, что быть покинутым – это судьба. Если на роду у тебя написано, что рано или поздно ты останешься один, так оно и случится. Но в молодости об этом, как правило, никто и не думает.
Недавно я вновь здесь побывала. Я разговорилась с обитателями этого дома, и тут ко мне подошла одна женщина. Ласково поприветствовав меня, она сказала, что очень рада моему визиту, я ей очень понравилась, и поэтому она хотела бы рассказать о своей жизни.
Мине Абукаровой 72 года. Она закончила факультет филологии Бакинского государственного университета (БГУ). По ее словам, она проработала 47 лет в области культуры. Мина ханум долгие годы жила в Шеки, но после произошедшего там землетрясения ее дом был разрушен, и женщина оказалась в Доме престарелых.
"Второе замужество? Да не дай Бог!"
"Я ветеран труда. Прожила достойную жизнь. Может то, что я скажу, прозвучит странно, но здесь мне дали комнату, которую не видели мои предки", – начала свой рассказ Мина ханум.
Она прожила в браке 28 лет. Когда ее муж скончался, она жила в районе вместе со своим сыном. После того, как дом разрушился, сын со своей семьей переехал на съемную квартиру. Однако, женщина не захотела быть ему обузой.
Отношения с сыном у нее хорошие. Иногда они видятся. Женщина говорит, что очень любит его, а своих двоих внуков любит еще больше.
Мина ханум выглядит хорошо, годы как будто и не властны над ней. Я не удержалась и пошутила: "А почему вы не выходите замуж?", на что она ответила: "Я? Да не дай Бог. У женщины может быть один муж. Он был и умер. И на этом все".
Она говорит, что не понимает тех, кто создают семью в Доме престарелых. "Когда мой муж умер, мне было 45 лет. Все – и моя мама, и братья – твердили мне, что, мол, вот вырастет сын, женится, и я останусь одна. Но я сказала: "Нет, нет и нет! Не дай Бог", – рассказывает Мина ханум.
"Не отдадите – убегу…"
Мина ханум вышла замуж по любви. Она вспоминает, что впервые увидела своего будущего мужа, будучи студенткой. Он проходил в университете стажировку, там они встретились и понравились друг другу.
"Еще в детстве меня сосватали за двоюродного брата. Но я его не любила, не воспринимала его как будущего мужа", – продолжает женщина.
В те годы она снимала квартиру вместе с девушкой по имени Парвана из Гахского района. А ее будущий муж – Вагиф, тоже был оттуда.
"Однажды Парвана сказала мне, что Вагиф меня любит. А я воскликнула – слава Богу. А Парвана не поняла, переспросила — что случилось? А я сказал, ничего, я наконец избавлюсь от своего двоюродного брата. И сказала Парване, пусть он посылает сватов. Представь себе, я сказал так, даже не поговорив с ним", – вспоминает женщина.
Вагиф посылал к Мине своих сватов три раза – но ее отец не соглашался отдавать ему свою дочь, говорил, что уже дал слово ее двоюродному брату. Потом Мина написала отцу письмо: "Отец, ты знаешь, что я люблю тебя больше мамы. Но если ты не отдашь меня Вагифу, я убегу с ним. Ты опозоришься".
Она рассказывает, вспоминает папу и глаза наполняют слезы.
Получив письмо, отец позвонил в дом, где оставалась Мина со своей подругой, но та побоялась подойти к телефону. Тогда отец сказал Парване: "Пусть Вагиф посылает сватов. Если Мина любит его, проблем не будет".
Она пережила двоих детей…
В тот же год, а именно в 1969 году, они поженились. У них появляется трое прекрасных детей. Но потом в дом пришло горе.
"Мы ремонтировали дом. В то же время мой деверь собирался праздновать обручение своей дочери. Он приехал забрать нас туда. Мы сказали, что в доме ремонт, приедем уже на свадьбу. Но он настаивал, уговаривал нас отвезти хотя бы детей. И отвез. Одного из моих сыновей и дочь. В дороге деверь с моими дети попали в автомобильную катастрофу, и все погибли", – вспоминает женщина.
Больше у нее детей не было. Она посвятила себя воспитанию единственного сына. Так и прошла вся жизнь.
Когда человек много смеется, значит его душа разбита
Сейчас она говорит, что счастлива в Доме престарелых. Беседуя, Мина ханум много улыбается и смеется. Она улыбается даже тогда, когда говорит о тяжелых моментах своей жизни.
Общаясь с ней, я вспомнила мысль, которую часто высказывают психологи. Они говорят, что, если человек очень много смеется, значит его душа изнутри разбита. Человек, который много смеется, одинок. Ему некому рассказать о своей боли, да он и не хочет, чтобы кто-то о ней знал.
Хотя она и не признается, держится весело и жизнерадостно, но все равно в глазах этой женщины прочитываются грусть и тоска, порожденные тяжелым горем…