Хикмет Орхун, Sputnik Азербайджан
Среди аксакалов бытует мнение, что настоящий ремесленник всегда остается голодным до обеда. И действительно, если человек становится профессионалом своего дела, он всегда будет востребован, и у него всегда будет много работы.
А еще я слышал от мастеров, что настоящий ремесленник не должен быть жадным до денег, и при этом всегда полагаться на порядочность людей. Мастер не должен "заламывать" цену за продукт своего труда и вступать в спор и неуместный торг с каждым клиентом.
Мастер должен остерегаться совершать поступки, которые будут лишать уважения, унижать его самого и его труд. В противном случае клиенты разбегутся, мастер все потеряет, а завтра уже о нем никто и не вспомнит.
Один из таких ремесленников, который завоевал уважение людей своей добротой и мастерством – сапожник Сохраб Алиев из города Газаха. Он занимается своим ремеслом вот уже более 35 лет, и еще ни разу не пожалел о том, что выбрал именно это дело.
Сапожники всегда напоминали мне хирургов. Ведь хирурги тоже занимаются тем, что режут, шьют, проводят операции и дают новую жизнь. Разница лишь в том, что хирурги дарят жизнь людям, и сапожники – их обуви.
Дядя Сохраб такой же добродушный и искренний, как большинство хирургов, которых я встречал. С теми, кто приносит свою обувь на починку, он ведет себя так, как будто это родственники больного, старается не волновать их.
Он любит говорить сам и может разговорить любого человека. До сих пор сапожник разговаривал со стольким числом людей, что его речь стала ровной и отточенной.
"Шило не раз протыкало мне руку, молоток ранил пальцы, однако, когда случались все эти неприятные случаи, моя профессия нравилась мне еще больше. А все потому, что каждая работа требует много труда и сил", – говорит мастер.
Как только он познал все секреты мастерства в ремесленной школе в России, он начал работать самостоятельно. Сидя на своей скамейке сапожника, он ни разу никого не обидел, никому не отказал, и как бы ему не платили за работу – он всегда всем говорил "спасибо". Благодаря этому ремеслу он содержал свою семью, вырастил детей.
"Я начал заниматься этим ремеслом еще в России. Я всегда хотел, чтобы люди были довольны и моей работой, и той суммой, которую они платят за мою работу… Я ни разу ни с кем не скандалил. Спасибо всем моим клиентам, они такие же, как и я, мы никогда не ссорились и не ругались", – говорит мастер.
Сегодня люди больше предпочитают покупать новую обувь, нежели чинить старую, но сапожник все равно считает свою профессию востребованной, старается сохранить это ремесло и привлекать к ней молодежь, которая страдает от безработицы. Не всем же быть каменщиками, плотниками, парикмахерами, учителями и юристами.
"Каждая профессия по-своему хороша. Главное, найти свою", – говорит дядя Сохраб.
Но, несмотря на то, что он уже вырастил несколько учеников, которые и сегодня продолжают работать, мастер жалуется на то, что интерес к этой профессии падает. "Каждый мастер мечтает об учениках, которые будут продолжать его дело. Но сегодня молодые люди не проявляют интереса к сапожному делу, а я так хочу, чтобы это ремесло не пропадало", – сетует старый мастер.