Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Порой люди, обладая всем, что необходимо человеку для нормальной жизни, не могут относиться с благодарностью к судьбе за ее дары. Смотришь, вроде руки и ноги на месте, можешь и говорить, и слышать, и ходить, и работать, мыслить и принимать решения, но все равно этого кажется мало, все равно мы опять-таки недовольны жизнью.
У кого-то маленькая квартира – и он мечтает о большой, у другого недорогой автомобиль – и он хочет подороже, у третьего маленькая зарплата – и он мечтает о хорошем достатке. Совершенно здоровый человек смотрит в зеркало и грезит о другой внешности.
Одним словом, никто не довольствуется тем, что имеет. Сама натура человека постегивает его всегда стремиться к тому, что выше и никогда не замечать того, что ниже.
Но все же те, кого жизнь ударила больнее всего, смиряются с тем, что имеют, принимая жизнь такой, какая она есть.
Инвалидность, в которой виноваты родители…
Когда Тельман Рустамов был еще младенцем, его люлька опрокинулась, и упав, он ушибся. Родители упавшего с колыбели ребенка забеспокоились о его лечении тогда, когда было уже поздно.
"Мой дядя перевернул мою колыбель – ненни (в старые времена так называлась колыбель, которую подвязывали в воздухе – приблизительно на высоте 1-1,5 метров — ред.). Я упал и получил травмы. Мои родители отвезли меня к врачу, когда мне было уже 8 лет. А те сказали, что уже поздно", – вспоминает Тельман.
Мальчик смирился со своей судьбой. Сначала за ним ухаживала его мать. Потом она скончалась, и он остался совсем один. Кто-то из дальних родственников нанял для него сиделку. Тогда все и началось. Тельман женился…
Безграмотная сиделка и инвалид
"Я была его сиделкой. Поухаживала за ним дней 15-20, после чего он мне сказал: "ты бедная девушка, а у меня проблемы… мне стыдно, когда ты дотрагиваешься до меня. Давай поженимся". И я тоже стыдилась, когда ухаживала за ним. Ведь он ничего сам не может делать, все я делаю… Мы поженились. Живем вместе уже четыре года. У нас растет сын", – рассказывает супруга Тельмана — Гюльназ.
Рустамов получает 140 манатов пенсии, столько же стоит арендная плата за квартиру. "Гюльназ получает 120 манатов. У меня сын, жена опять беременна. Не знаем, как будем жить. Ведь ни руки, ни ноги у меня не работают", – вздыхает инвалид.
По его словам, его жена не имеет образования, даже имени своего написать не может. "Только подписываться кое-как научилась. Если бы умела что-то, пошла бы работать. Хотя бы продавщицей в магазине. А сейчас нам очень трудно. Живем в долг. Денег, которые нам выдает государство, не хватает", – сетует Рустамов.
По словам Гюльназ, она не знает ничего о предохранении от беременности. "У меня уже есть один ребенок, зачем мне нужен был второй… Но что делать, я не знаю, как предотвратить беременность. На врача денег нет. Иногда нам есть нечего. Тогда я беру что-то в долг из магазина. Как получаем деньги, сразу все возвращаем. У нас ничего не остается", – продолжает разговор Гюльназ.
Только бы не дойти до черты, когда придется просить милостыню
Семья, которая снимает квартиру недалеко от бакинского поселка Маштага, в Савалане, сегодня остро нуждается в материальной помощи.
Несмотря ни на что, семья хочет жить как нормальные люди: "Ну и что, что я не образована и Тельман инвалид? Мы тоже хотим нормально жить. Вот была бы у нас своя комната или хотя бы небольшой участок земли. Там бы мы держали домашних птиц, кормили бы себя сами".
В течение всей беседы Тельман много раз говорил о том, что в этом его состоянии виновны его родители. Больше всего он боится дойти до той черты, когда придется выходить на улицу с протянутой рукой.
Прощаясь, я обещала им, что передам их координаты тем, кто заинтересуется их семьей. "Не верю, что кто-то поможет мне. Все обещают, но никто ничего не делает", – пожаловался инвалид.
По дороге домой образ Тельмана еще долго стоял у меня перед глазами. И вновь я возвращаюсь к мысли о том, что люди по природе своей действительно неблагодарные.
Думаю, Всевышний показывает нам таких людей для того, чтобы научить нас мыслить по-иному…