Жизнь выживших блокадников Ленинграда сложилась по-разному. Были среди них те, кто решил связать послевоенную жизнь непосредственно с родной землей, другие решили ее покинуть. Одной из них является председатель Бакинского объединения блокадников Ленинграда Ирина Ивановна Кадымова, испытавшая на себе все тяжести и лишения блокады.
Сегодня в Азербайджане осталось 9 блокадников — живых свидетелей страшных дней и переживших их. В основном это люди, которые тогда были детьми. Тех же, кто прошёл весь ужас войны в сознательном возрасте, остались единицы, и тем ценнее их воспоминания.
Председатель Бакинского объединения блокадников Ленинграда, доктор философии по филологии, доцент Бакинского славянского университета Ирина Ивановна Кадымова еще в юном возрасте влюбилась в азербайджанца и не задумываясь, переехала жить в Баку.
"В 1956 году, я вышла замуж за азербайджанца и, помахав родному Ленинграду ручкой, приехала в Баку. Прожила здесь почти всю жизнь — этот город, эта страна стали моей родиной. Каждый камушек в Баку мне дорог. Более того, я горжусь, что живу в Азербайджане, и постоянно ощущаю внимание и заботу главы нашего государства",- начала свой рассказ Ирина Кадымова.
Когда родной Ленинград Кадымовой оказался в блокаде, Ирине Ивановне только исполнилось восемь лет.
"Началась война, о её начале, как и почти все, я узнала на улице. У нас везде в Ленинграде висели громкоговорители. Начались страшные бомбёжки, горел Витебский вокзал, горели склады. Папа ушел на фронт, а мы с мамой и тремя сестрами остались дожидаться его. По моему, мы и не были детьми — мы были маленькими взрослыми. Особенно тяжелыми были зима 1941-42 годов — начался страшный голод, холод, болезни. Но это надо было пережить", — вспоминает блокадница.
По ее словам, особенно тяжелым был январь, когда даже положенных 125 граммов еды — и тех не доставалось. А ежедневно от голода умирали тысячи горожан.
"Знаете, было очень тяжело, но никто, как говорится, духом не падал. По Ленинграду ходило такое выражение — "Все равно Победа будет!",- рассказывает Ирина Ивановна.
Ирина Ивановна вспоминает, что в те годы никто не сидел дома, все работали.
"Мы тоже помогали взрослым, чем могли. Наша Театральная площадь часто подвергалась бомбежке, после которой была усыпана осколками. Мы брали санки и в мешочки собирали эти осколки, как грибы в лесу, а люди отвозили их на завод на переплавку", — говорит блокадница.
Хоть Ирина Ивановна покинула Ленинград давно, а в воспоминаниях остались постоянный голод и бомбардировки, для нее этот город по-прежнему остается светлым.
"В Баку я получила образование, обрела специальность и по сей день работаю на кафедре Бакинского славянского университета — читаю лекции студентам и веду работу по пропаганде военных лет. Наше общество блокадников Ленинграда официально было зарегистрировано в 2005 году, и тогда в него входило около 50 человек. Теперь нас осталось только девять человек. Пока мы живы, пока у нас есть силы, мы должны довести до людей особенно до молодежи, все ужасы тех лет", —заключила Ирина Ивановна Кадымова.
Блокадница Ленинграда и по сей день вспоминает о Победе со слезами на глазах. Хочется лишь отметить — кто сам не пережил блокаду, тот не поймет всей ее тяжести.