Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Несколько месяцев назад я прочитала новость о том, как молодой человек покончил жизнь самоубийством. Сегодня такая новость, к сожалению, уже никого не удивляет, но на этот раз мне стало интересно узнать, что же толкнуло 23-летнего Талеха Омарли сжечь себя. Тогда некоторые СМИ писали, что всему виной банковские долги, а кто-то винил во всем бедность и безработицу.
Мне захотелось познакомиться поближе с семьей этого человека, но каждый раз приходилось откладывать визит к ним по каким-то причинам. Недавно по настоянию своего друга я еще раз позвонила матери Талеха — Малахат ханум.
Долгожданный ребенок
На следующий день я поехала в молочный совхоз, расположенный в поселке Зиря. Дорога была дальняя, но я очень хотела встретиться с женщиной, с большим с трудом вырастившей своего единственного сына, жизнь которого так трагически оборвалась.
В дверях меня встретила вдова Талеха и пригласила внутрь. Их квартира — это всего лишь одна комната, где проходит вся жизнь семьи — здесь они и едят, и спят. Меня это не особенно удивило, потому как каждый в определенный момент своей жизни переживает нелегкие времена. И когда-то я тоже прошла через это.
Мы начинаем беседу, и по щекам пожилой матери потекли слезы. Она рассказывает свою историю, иногда останавливается, встает, ходит по комнате, а потом опять начинает говорить.
Малахат ханум родом из Шамкира. После замужества она вместе с мужем переехала жить в Мингячевир. Первые восемь лет у пары не было детей. Когда она наконец забеременела, умер муж.
"Он воевал в Карабахе. Там он заболел и умер. Сына своего он так и не увидел. Матери очень тяжело растить детей в одиночку", – рассказывает женщина.
Растить ребенка ей иногда помогали мать и сестра. Когда ребенок подрос, она определила его в школу-интернат в абшеронском поселке Мярдакян.
"Я будто была единственной во всем мире матерью с одним сыном…"
После интерната Талех переехал с матерью жить в Баку. Она не хотела, чтоб ее сын жил в Мингячевире, боялась, что там он может попасть в дурную компанию. Потом парень отправился в армию, откуда вернулся целым и невредимым.
"Я боялась отпускать его от себя надолго, а если уезжал куда-то, просила, чтоб за ним приглядывали, ведь он был моим единственным сыном. Как будто я была единственной матерью во всем мире, у который всего один ребенок", –рассказывает Малахат ханум.
Жизнь в Баку поначалу складывалась неплохо. Один из жителей поселка Зиря предоставил им кров и две маленькие комнаты, а взамен попросил присматривать за его домом.
"Талех украл Нармин. Сказал, что уже давно ее любит. И это действительно так и было. Он любил ее так же, как и его отец любил меня. Я не стала противиться, они поженились. Потом у них родился ребенок. Он работал. Даже обед, который ему выдавали на работе, они приносил домой и давал своему ребенку. Мне и в голову не могло прийти, что он сможет покончить с жизнью", – продолжает Малахат ханум.
Она говорит, что за несколько дней до трагедии внук заболел. Врач сказал, что у ребенка есть признаки астмы и его надо лечить. Он прописал лекарства, но у семьи не хватало денег их купить.
"Оставалось совсем мало времени до годовщины смерти моей матери. Я сказала сыну, поедем в район. Он сказал, ты езжай, начальник. Он никогда не говорил мне мама, а только начальник. Потом он сказал жене, встань, помоги начальнику одеть обувь, у нее спина болит. То есть вот такое у него было настроение. Никаких проблем не было. Просто в то время он не работал и не мог купить лекарство сыну. Я сказала, поеду и вернусь, что-нибудь придумаем", – рассказывает женщина.
Он сказал "мама" в первый и в последний раз в жизни
По словам Малахат ханум, спустя некоторое время ей позвонила Нармин и сказала, что Талех поджег себя. Она не помнит, как вернулась домой. Говорит, может если вернулась на 15 минут раньше, возможно, смогла бы остановить его.
"Когда я прибежала, он уже горел. Он налил себе на голову бензин, хотел два раза поджечь себя зажигалкой, не получилось, с третьего раза загорелся. Нармин оставила ребенка и побежала к соседям. Соседи прибежали, потушили огонь, отвезли в больницу", – вспоминает убитая горем мать и не может сдержать слез.
И каждый раз она повторяет — "он был моим единственным ребенком, я отдала ему всю жизнь"…
В больнице врачи сказали, что обгорело 70 процентов тела и жить ему осталось не больше двух часов: "Я не могла поверить, что мой сын умрет. Я молила врача не говорить мне, что он умирает… Ему не было больно, он не жаловался. Я спросила: "сынок, зачем ты так сделал?" Он сказал: "зачем мне жить, если я не могу вырастить своего ребенка?". И тогда он впервые в жизни он сказал мне "Мама".
Она говорит, что похоронить ее сына помогли родственники и соседи. Но с тех пор проблемы не оставляют эту семью.
Сын не может носить фамилию отца
"После его смерти я сказала Нармин, если ты заберешь ребенка и уйдешь, считай, что я умерла. И она осталась. Мы не свекровь и невестка, мы подруги, сестры", – говорит Малахат ханум.
Но дело в том, что Талех не вступал с Нармин в официальный брак, и поэтому ребенок носит фамилию матери. "Я никак не смогла записать его на имя отца, говорят, нужен загс. Но ведь это его ребенок, и я очень хочу, чтоб он носил фамилию и отчество своего отца", – плачет мать.
Женщина не может много работать, она перенесла неудачную операцию по удалению грыжи. По возможности, ходит убираться по дому.
"Иногда приходят добрые люди, кто с продуктами, а кто-то дает деньги, детскую одежду. Помогают, чем могут. Вот так и живем, дочка…", – говорит пожилая женщина.
Мать жалуется, что после смерти ее сына в прессе писали всякие небылицы: "Много писали о том, что он убил себя из-за банковских долгов. Но это не так. Долгов у нас не было. Скажу неправду, а какой-то состоятельный человек скажет, пойдем, я оплачу твои долги. Но я не обманщица. Талех убил себя от бедности, безработицы".
Как бы странно это не звучало, но мать сейчас хочет одного – чтобы на могиле ее сына было надгробие из черного мрамора.
"Я уже договорилась, мне сделали, все готово. Но не хватает денег на установку. Я подумала, он не смог быть счастливым в этой жизни, пусть хотя бы в той спит под черным мрамором. Это мое последнее желание…", – говорит Малахат ханум.
P.S.: Надо помнить, что вся наша жизнь состоит из многочисленных экзаменов: кто-то сдает их с успехом, но порой некоторых они пугают, и так сильно, что сдать эти экзамены становится невозможно.
Талех оказался из тех, кто испугался. Он оставил после себя сына, которому он не смог даже дать фамилию, молодую жену и старую больную мать. Думаю, человек должен уметь бороться за жизнь, ведь он – это венец творения Всевышнего, а значит может все. Каждый, кто хочет помочь Малахат ханум, может обратиться в редакцию и взять ее номер телефона.