Ирада Джалил
Каждое утро, когда я провожала своих детей в школу, мое внимание привлекала женщина, которая копошилась в мусорных ящиках. Она заглядывала в каждый контейнер с мусором, брала оттуда какие-то вещи, собирала все в свой запачканный грязью кулек, а потом медленно уходила усталыми шагами.
И вот однажды она подошла ко мне, и я сразу же подумала, наверное, попросит денег. Но я ошиблась. Пожилая женщина обратилась ко мне со словами: "Доченька, милая, надуши меня своим духами". Я не отказала ей. Через несколько дней мы встретились опять и женщина сразу же узнала меня, и, воскликнув – "ты та самая девушка, которая надушила меня своими духами", подошла и обняла меня.
Так мы и познакомились. Тетя Наиля снимает квартиру в поселке Бакиханова вместе с дочерью и двумя внуками. Они переехали в столицу, после того как распалась семья ее дочери. И вот пожилая женщина зарабатывает на жизнь тем, что ходит по улицам, перебирает содержимое мусорных ящиков, и то, что найдет – продает в конце недели на блошином рынке в поселке Сабунчи.
Бедная женщина рассказывает, что с большим трудом оплачивает аренду квартиры и вынуждена обращаться за помощью к совершенно незнакомым людям, чтобы хоть как то прокормить своих внуков.
"Кого ни встречу, прошу: родной мой, дай мне тарелку еды, немного мыла. Моей маленькой пенсии ни на что не хватает. Я получаю 125 манатов, немного доложив сверху, я плачу за квартиру. Моя дочь болеет и не может много работать. И она, и ее дети – все на моих плечах", – сетует тетя Наиля.
Каждый день женщина выходит на улицу с мольбой ко Всевышнему: "Иду с надеждой, что может встречу хорошего человека или я найду работу, но уже ночью возвращаюсь домой с едой и вещами, которую нашла в мусорке".
У тети Наили шестеро детей, но, по ее словам, каждый из них с трудом содержит свою семью. И ни у кого из них она не хочет просить помощи: "Моя дочь в разводе, но она хочет еще раз создать семью. Она порядочная женщина, вся наша семья порядочная. Может быть, если бы гуляла, смогла бы содержать своих детей, но она никогда не пойдет на такое".
Молодая женщина уже несколько раз пыталась устроиться на работу, но каждый раз работала не больше пяти-шести дней. "Когда я спрашивала, что случилось, она отвечала, что начальник смотрит на нее "не теми" глазами, а она не хочет быть чьей-то любовницей", – рассказывает тетя Наиля.
Однако она жалеет, что так рано выдала замуж свою дочь. "Я надеялась, что моя дочь будет счастлива, но оказалось, что у ее мужа есть другая жена в России. Моя дочь и сейчас говорит, что если он будет растить детей, то она простит его. Но дети этому мужчине не нужны…"
При входе в квартиру, где живет эта семья, первое, что сразу же бросается в глаза – это огромные кульки с вещами, собранными с мусорной свалки. Старые игрушки, одежда, обувь, посуда – чего здесь только нет. Все эти вещи старая женщина чистит, моет, приводит в порядок, а потом продает и на вырученные деньги растит своих внуков.
Я спросила ее: "Тебя кто-то поздравит с праздником?", на что бедная женщина ответила: "А кто у меня есть-то?". Глубокие мозоли на руках говорят о ее тяжелой судьбе, а в грустных глазах можно прочитать: "не осталось уже никакой надежды, кроме как на самого Всевышнего…"
Попрощавшись, я медленно отдаляюсь от дома, и вдруг тетя Наиля побежала за мной и, со слезами в глазах, начала просить: "доченька, родненькая, умоляю, не бросай меня, не забывай. Иди, расскажи людям про меня. Может, найдется кто, пожалеет нас, поможет нам куском хлеба или работой".
На обратном пути у меня перед глазами еще долго стояли грустные глаза пожилой женщины, и я еще долго ощущала запах вещей, собранных с мусорной свалки. Запах нищеты и тяжелой женской доли…