БАКУ, 25 фев — Sputnik. Президент Азербайджана Ильхам Алиева впервые после снятия санкций встретился со своим иранским коллегой Хасаном Рухани. В ходе встречи были подписаны 11 соглашений и меморандумов.
О том, какими видятся результаты данной встречи из Москвы, рассказал Sputnik российский эксперт.
Региональные торгово-экономические связи между Ираном и Азербайджаном были важным фактором стабильного развития южных регионов Азербайджана, способом поддержки Нахчыванской автономии. Однако, политические отношения между Азербайджаном и Ираном никогда не были простыми, считает научный сотрудник Института экономики РАН, политолог Александр Караваев, назвавший источником напряжения то, что Тегеран испытывал к Баку набор фобий и стереотипов.
По его словам, элита ИРИ нередко демонстрировала предвзятое отношение к перспективам социально-экономического развития Азербайджана, как и в целом к независимому политическому позиционированию Баку. На заре постсоветского периода Азербайджана в Тегеране полагали, что смогут включить северного соседа в орбиту своего влияния. Прежде всего, через фактор конфессиональной близости. Поэтому Тегеран в течение десяти-пятнадцати лет, активно, на разных уровнях проводил политику поддержки шиитских религиозных общин различными грантами, гуманитарными поставками, проводил информационную кампанию, тем самым расширяя сферу своего влияния и создавая ореол привлекательности. Это был своеобразный пример политики мягкой силы религиозно-догматического характера.
Затем наступил период разочарования, когда Иран стал воспринимать политику Азербайджана как подчиненную внешним интересам, намекая на влияние Запада.
"Этот стереотип разрушался на протяжении 20 лет, и постепенно мы подошли к моменту, когда период напряжения и недопонимания стал заметно угасать. Конфликтная проблематика была вытеснена на периферию необходимостью начала эффективного взаимодействия и пониманием того, что Азербайджан сумел набрать серьезный внешнеполитический вес, став наиболее влиятельным экономическим игроком в регионе Южного Кавказа", — подчеркнул он.
Кроме того, экономическое взаимодействие, в частности по линии банковских операций, тормозилось объективными обстоятельствами в виде экономических санкций к Ирану. И сейчас, когда санкции сняты, актуальным становится не просто восстановление торгово-экономических отношений между странами до прежних показателей, но выведение их на новый уровень развития.
Если говорить о том, как скажется на Азербайджане сближение России с Ираном — надо думать, исключительно положительно. Если брать экономическую повестку, Азербайджан будет получать выгоду как страна, находящаяся на линии транспортных коммуникаций, призванных обеспечить рост товарных отношений между Россией и Ираном. Так что это сближение обещает Азербайджану многоплановые выгоды, отметил эксперт.
Кроме того, по словам собеседника Sputnik, появление положительной динамики в отношениях между Москвой и Тегераном в экономической плоскости в принципе стимулирует весь регион к тому, чтобы осуществлялись различные проекты в этом векторе в зонах соприкосновения экономик.
"И Азербайджан, обладающий одной из ведущих экономик Южного Кавказа, способен получить наибольшее количество различных выгод", — утверждает он.
Еще один импульс, по словам политолога, придаст азербайджанской экономике развитие транспортного коридора "Север-Юг". Этот проект, в случае своей полноценной реализации, затронет непосредственно сервисную экономику, то есть те сферы деятельности и бизнеса, которые связаны с обеспечением транзита транспорта — автосервисы, заправочные станции, а также рекреационный бизнес: туристические зоны, отели, магазины, объекты питания. С учетом роста активности дорожно-строительных компаний вдоль МТК "Север-Юг",на территории Азербайджана можно ожидать появления от 15 до 25 тысяч новых рабочих мест.
Что же до того, будет ли Иран поддерживать Азербайджан на международной арене, то тут Караваев отметил, что в этом вопросе сложно сказать, в чем может заключаться поддержка Баку и появятся ли вообще ирано-азербайджанские инициативы. Хотя эксперт обращает внимание: президент Роухани на брифинге указал на прошедшие обсуждения вариантов координации интересов на векторах Турции, Грузии, Туркменистана. Тем самым он признал важную роль Баку, которую Тегеран может использовать в новых проектах взаимодействия с этими странами.
"Учитывая то, что многостороннее взаимодействие происходит на уровне ООН, ОИС и в рамках ШОС, где Иран наблюдатель, а Азербайджан партнер по диалогу, то в рамках этих структур координация-поддержка, конечно, возможна. Но Баку, скорее всего, будет рассчитывать и на еще большую поддержку по вопросам, касающимся карабахского урегулирования. А здесь Тегеран осторожен в действиях, хотя на словах готов показать большую активность в инициативах", — заметил он.
Одним словом, отметил эксперт, все вышеперечисленное в совокупности свидетельствует о том, что прошедший визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран придал серьезный положительный импульс отношениям двух стран.