БАКУ, 24 фев – Sputnik. В Азербайджане отсутствует практика страхования жизни пассажиров метро и автобусов. Фактически, в случае, если пассажиры автобусов попадут в ДТП, потеряют здоровье или даже жизнь по причине автоинцидента, то ни они, ни их близкие не смогут получить материальную компенсацию.
Обратиться к этой проблеме Sputnik заставило очередное дорожно-транспортное происшествие, произошедшее в среду, 24 февраля на территории Низаминского района Баку. Так, водитель автобуса, следовавшего маршрутом 62, не затормозил на красный сигнал светофора и столкнулся с автобусом рейса 36, а также легковым автомобилем марки Nissan. В результате на месте происшествия скончался пассажир 62-го автобуса Асиф Юнусоглу Насиров. Еще четыре человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. Они были немедленно госпитализированы врачами скорой помощи.
Виновные будут найдены и наказаны, однако вопрос о том, кто оплатит пострадавшим лечение и похороны погибшего, не говоря уже о компенсации морального ущерба, остается открытым.
Отметим, что страховать жизнь пассажиров автобусов в Баку стали относительно недавно. После вступления в силу Закона АР "Об обязательном страховании" эта мера была вменена в первоочередную обязанность пассажироперевозчиков, однако компании, владеющие автобусными маршрутами, всеми способами стараются уклониться от этих, по их мнению излишних, трат. Единственными, кто сделал ставку на гарантию клиентам, стали менеджеры новой транспортной компании BakuBus, представители которой в конце прошлого года объявили, что отныне компания будет страховать жизнь и здоровье всех пассажиров, и граждане, получившие какие-либо травмы в результате ДТП, смогут получить страховую выплату в соответствии с законом. По этой схеме уже оплачен ущерб пассажирам BakuBus, пострадавшим в произошедшей 16 ноября 2015 года аварии на Сальянском шоссе.
Соответствующая практика страхования жизни пассажиров применяется также на железнодорожном транспорте, и в авиаперевозках.
Однако, в Бакинском метрополитене вопрос страховании пассажиров не стоит. Как эту ситуацию прокомментировал Sputnik глава пресс-службы Бакинского метрополитена Насими Пашаев, в ведомстве пока что не поднимался вопрос о страховании жизни пассажиров.
В свою очередь, заместитель главы Департамента пассажироперевозок ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) Мадат Шихмамедов сообщил, что страхование жизни пассажиров поездов осуществляется в соответствии с количеством мест и производится в течение всего года.
"Так как до сих пор не было инцидентов, в АЖД еще не проводилась практика по выплате страховой суммы", – сказал Шихаммедов.
По сути, опыт железнодорожного ведомства, а также национального авиаперевозчика AZAL показывает, что расходы на выплату компенсации при несчастном случае на пассажирском транспорте тяготеют к нулю и, учитывая статистику инцидентов на метрополитене, для этого сегмента общественного транспорта картина может быть схожей. Расходы на оплату страхового взноса составляются из проездной платы (или тарифов на билеты, что одно и то же). Таким образом, каждый пользователь общественного транспорта выплачивает небольшую сумму, которая в случае инцидента будет возвращена в многократном размере.
Иное дело – перевозки пассажирскими автобусами. Статистика ДТП с их участием убедительно говорит о том, что и страховым компаниям, и государству следует принять незамедлительные меры к тому, чтобы обязать владельцев маршрутов к полному страхованию своих клиентов.