БАКУ, 22 фев – Sputnik. Ряд столичных банков без предупреждения приняли решение снизить размер кредитных линий клиентов, а также до мизера ограничивают сумму, которую клиент может обналичить за раз или за неделю, говорится в обращениях, поступивших в редакцию Sputnik.
Отмечается, что такие ограничения коснулись всех клиентов, в том числе платежеспособных и с хорошей кредитной историей. Наиболее неприятным моментом во всех случаях стало пренебрежение банкирами "правил хорошего тона", которые требуют с уважением относиться к клиентам, даже тогда, когда условия контракта допускают их пересмотра в одностороннем порядке: ни СМС-сообщения, ни уведомления по электронной почте клиенты, чья плата за услуги банка превышает 30% ежемесячно, не получили.
За комментариями мы обратились к адвокату, специалисту по банковским вопросам Акраму Гасанову, который заявил, что подобные действия кредитной организации неправомерны, так как банк фактически в одностороннем порядке изменил условия заключенного договора.
"Я рассматривал пару контрактов по кредитным картам, и я не видел, что банк может односторонне менять условия", – отметил адвокат.
Учитывая то, что подобные действия являются незаконными, клиенты могут подать на банк в суд и потребовать возмещения нанесенного ущерба, либо пожаловаться в Государственную службу по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Минэкономики АР, утверждает Гасанов.
По его словам, банк может изменить условия в договоре в случае, если финансовые возможности заемщика существенно ухудшилось. Но в данном случае речь идет об индивидуальном подходе со стороны банков к своим клиентам.
"Применять повальное решение об урезании лимита банк не правомерен. Даже в каждом отдельно взятом случае банк должен доказать финансовую ненадежность своего клиента", – отметил адвокат.
Действия кредитных учреждений, по словам Гасанова, нанесли ущерб клиенту, так как владелец карты рассчитывал на определенные средства, но из-за "сюрприза" банка, решившего перестраховаться, остался без денег. В то же время кредитная линия – это обязательство банка, который взял с клиента за эту карту комиссионные и обязал заемщика платить проценты. Иными словами, клиент согласился на все условия банка, исходя из того, что у него всегда будет возможность снять финансовые средства в требуемом размере.
"Поскольку банк сегодня односторонне нарушил соглашение, я считаю, что клиент может потребовать с банка вернуть все уплаченные комиссии и проценты", — считает адвокат.
Решение о введении ограничений на снятие средств с кредитных карт принималось на фоне девальвации национальной валюты. В основном карточные счета были номинированы в манатах, и соответственно, банки вводили ограничения для недопущения массового приобретения гражданами долларов, заметил адвокат. К слову, сейчас в банках прослеживается манатный дефицит.
Существует и другая цель предпринимаемых банками некорректных шагов. Речь идет об опасениях не возврата кредитов. Ограничивая сумму "обналички", банки сдерживают рост кредитного портфеля, однако такая мера к добросовестным клиентам неуместна не только с этической, но и коммерческой точки зрения, поскольку кредитный рынок, напротив, сегодня нуждается в платежеспособных клиентах.
"У банков и так огромные проблемные кредиты, и поэтому они сейчас решили ограничить свою кредитную деятельность", — отметил специалист по банковским вопросам.
По словам эксперта, клиенты банков могут формально пожаловаться в Центральный банк. Но сейчас от этого толка не будет, так как соответствующие полномочия переходят от ЦБА к создаваемой Палате по контролю над финансовым рынком.