Новости

Бедность вынуждает детей отказываться от учебы

© Flickr / Elizabeth AlbertРебенок на занятиях
Ребенок на занятиях - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Одна из наиболее острых социальных проблем последних лет заключается в том, что дети перестают посещать школу. Исследования показывают, что причина, прежде всего, состоит в тяжелом социальном положении азербайджанских семей, а также ранних браках, занятиях с репетиторами, отказе от светского образования.

БАКУ, 16 фев — Sputnik, А.Бану. Школьники, проживающие в районах и деревнях, в период сезонных работ помогают родителям вести семейное хозяйство. К такому выводу пришел Государственный комитет по проблемам семьи, женщин и детей АР, выяснявший, почему дети отказываются ходить в школу.

Согласно результатам мониторинга, также во многих селах Азербайджана девочек не пускают учиться. Указывается также на факты заключения ранних браков, отказе от светского образования в пользу религиозного, и замену школьного обучения занятиями с репетиторами.

Проблема коснулась в том числе и детей, чьи семьи проживают в столице без прописки: многие жители регионов приехали в Баку ради работы, и для них зарабатывать важнее, чем учиться. Правда, такое происходит не во всех семьях.

Врач. Стетоскоп - Sputnik Азербайджан
Родители готовы откупиться от обследования ребенка врачом

Число постоянных жителей Баку, имеющих столичную прописку, достигает приблизительно двух миллионов человек, но реальная цифра намного выше. Наплыв жителей регионов в столицу объясняется, прежде всего тем, что здесь легче найти работу. Если прибавить к этой категории еще и вынужденных переселенцев, студентов средних и высших учебных заведений, а также выпускников вузов, которые не пожелали вернуться назад в деревню после получения диплома, то можно с уверенностью утверждать, что эти два миллиона легко превращаются в четыре.

Почему родители закрывают глаза на то, что их дети не хотят учиться?

По словам исполнительного директора организации Ümidli gələcək ("В будущее с надеждой")  Кямали Ашимовой, родители всегда информируются по поводу того, посещает ли их ребенок школьные занятия. Если такое повторяется регулярно, то руководство школы извещает соответствующие органы исполнительной власти района или инспектора по делам несовершеннолетних  районного управления полиции.

"Ответственность за подобные случаи органы образования не несут, их дело – только информировать",  — отметила Ашимова.

По ее словам, родители таких детей неоднократно обращались в районные центры  социальной защиты с тем, чтобы им были выделены льготы и пособия. В некоторых случаях большое количество требуемых справок и документов, нехватка на все это времени, приводят к тому, что ребенок подолгу остается вне учебного процесса, и впоследствии привести его в ту же школу и в тот же класс и вообще привлечь к учебе, становится крайне сложно. По мнению директора, решение этой проблемы в том, чтобы улучшить материальное положение малообеспеченных семей.

"Ни один родитель не захочет, чтобы его ребенок вырос необразованным. Проблему можно решить, помогая родителям этих детей", — сказала Ашимова.

Будут ли родители прогуливающих занятия школьников платить 100 манатов?

Посчитав родителей главными виновниками этой проблемы, Милли Меджлис (парламент) в декабре прошлого года внес изменение в Кодекс административных правонарушений АР, согласно которому родители ученика, пропустившего школьные занятия больше 7 дней в месяц, за исключением случаев, определенных соответствующими органами исполнительной власти, обязаны выплатить штраф в размере 100 манатов.

Учебный процесс в одной из бакинских школ - Sputnik Азербайджан
Свыше тысячи школьных учителей сменили городскую жизнь на сельскую

Это решение было неоднозначно воспринято населением и специалистами. Так, по словам председателя Общественного объединения поддержки женщин "Чистый мир" Мехрибан Зейналовой, штрафы не смогут способствовать росту интереса школьников к знаниям. Если отказ от учебы связан с тяжелым материальным положением семьи, то этим вопросом должны заниматься сотрудники Министерства труда и социальной защиты населения. После оценки ситуации такие семьи следует привлекать к социальным программам, в том числе, помогать родителям в поиске работы, и потом уже контролировать, как ребенок посещает занятия.

Но бывает, что родители предпочитают учебе в школе занятия с репетиторами, и тут уже проблема заключается в том, чтобы повысить уровень самих школ.

"То есть, как мы видим, при любом раскладе штрафы в сто манатов проблему не решают", — отметила Зейналова.

В свою очередь, глава Объединения свободных учителей Малахат Мюршудлу также считает, что штрафы тут не помогут и проблему надо решать комплексно: "У нас есть обязательное образование, учиться должны все. Однако, привлекать к занятиям административными мерами неверно. Родители сами должны понимать и быть заинтересованы в том, чтобы их дети получили образование".

Логика азербайджанского парламента, наверное, основывается на том, что в период кризиса родители постараются избегать лишних расходов и будут стараться отправлять своих детей на занятия. Однако совершенно очевидно, что административные методы проблему не решат, поскольку в ее основе во многих случаях лежит социальная ситуация, в которой находятся азербайджанские семьи.

Лента новостей
0