БАКУ, 4 ноя – Sputnik. В Азербайджане есть профессиональные, дипломированные психологи, но они, в основном, остаются в тени общественного мнения, сформированного годами в соответствии с ментальностью, сказала Sputnik Азербайджан психолог с десятилетним стажем, директор центра обучения «V» Айтен Алекперова.
По ее словам, большая часть азербайджанского общества даже не знают, в чем различие между понятиями психолог и психиатр.
«Мнение нашего общества на этот счет было сформировано в период Советского союза, когда таких понятий, как психолог, и вовсе не существовало. Были психиатры, которые занимались непосредственно сумасшедшими и умственно отсталыми людьми. Позднее в лексикон вышедших из советского периода людей вошло определение «психолог», которое стало также трактоваться, учитывая корень слова — "псих"», — сказала Алекперова.
Эксперт отметила, что за последние 10 лет ситуация изменилась, и люди начали понимать важность этого направления и одновременно доверять психологам.
«Но все еще в обществе бытует миф: если человек обратился к психологу, то он ненормальный. Например, был в моей практике такой случай: мать сообщила своей дочери-подростку, что ее записали на прием к психологу. Так, девочка, которая училась в 11-ом классе, убежала из дома и сообщила друзьям, что якобы ее мать пытается отправить ее в психбольницу. Именно этот фактор (имеется в виду негативное отношение азербайджанского обществ к психологам – ред.) приводит к росту суицидов, разводов, а также преступности», — отметила психолог.
По мнению Алекперовой, чтобы в корне поменять бытующее понятие в среде азербайджанского общества насчет психологов нужно начать просветительскую работу с детских садов и общеобразовательных школ.
«В азербайджанских школах, в каждой, где обучаются более 2 тысяч учеников, работают по одному психологу. Это нереально, чтобы один врач мог управлять психологическим состоянием каждого из школьников при такой массе. Нужно, как минимум, включить в школьную программу предмет психология, где будут преподавать не учителя, а профессиональные психологи. Если учитель будет собирать информацию о психологическом состоянии или проблемах школьников, а после обсуждать их в учительской, то это отрицательно повлияет на доверие к психологам», — отметила Алекперова.
Эксперт отметила, что в Баку и регионах страны есть много психологов, которые согласны работать в детских содах или в школах на добровольной основе, без материальной компенсации.
«Но проблема в том, что в Азербайджане даже некоторые директора школ относятся к психологам, как к врачам, работающим с сумасшедшими людьми», — сказала Алекперова, добавив, что сама готова добровольно работать с азербайджанскими школьниками, если будет соответствующее обращение из Министерства образования АР.