БАКУ, 27 окт — Sputnik. Тенденции нестабильности в мировом масштабе нарастают, и эти процессы проецируются на внутриполитическую ситуацию стран, вовлеченных в те или иные схемы новой глобальной конкуренции, об этом в ходе видео-моста Москва – Баку на тему: "Азербайджан в преддверии парламентских выборов" сказала главный редактор Sputnik Азербайджан Гюльнара Мамедзаде.
В Международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» во вторник состоялся видеомост Москва – Баку на тему: "Азербайджан в преддверии парламентских выборов". Очередные парламентские выборы пройдут в Азербайджане 1 ноября текущего года. Эксперты обсудили общественно-политическую ситуацию в стране, влияние выборов на развитие Азербайджана, рассмотрели варианты развития ситуации в Каспийском регионе и перспективы российско-азербайджанских отношений. В ходе мероприятия состоялась презентация подготовленного российскими и азербайджанскими экспертами доклада "Азербайджан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция".
Парламентские выборы 2015 года в Азербайджанской Республике проходят на фоне сложных процессов в мире и регионе, сказала Мамедзаде.
«Азербайджан – страна, имеющая ключевые стратегические позиции на стыке путей, ведущих на Кавказ, Иран, Турцию и Среднюю Азию — через Каспий, является узловым пространством пересечения энергетических и транспортных коммуникаций. В условиях, когда ведущие геополитические акторы наращивают контроль над стратегическими регионами мира посредством создания новых транснациональных блоков и фрагментации уже существующих на международном поле альянсов, прослеживаются попытки распространения тех или иных конфликтных составляющих и на территории Азербайджана.
Электоральные циклы, как правило, рассматриваются внешними акторами как наиболее благоприятные для вмешательства и реализации своих целей периоды.
В этих условиях, в период до и после парламентских выборов, для властей Азербайджана актуализируется задача упрочить параметры эффективности системы государственного управления, с учетом собственного национального опыта и позиций на международном уровне.
С учетом внутренней специфики, в Азербайджане именно парламентские выборы существенно определяют соотношение сил в системе государственного управления, тестируют прочность тех или иных групп влияния, как внутреннего, так и внешнего порядка, а также позволяют осуществить плавную перезагрузку нежелательных трендов в общественно-политической ситуации, когда таковая диктуется обстоятельствами. Власти Азербайджана имеют определенный опыт и достаточные возможности для нейтрализации угроз и обеспечения внутренней стабильности.
Сформировавшаяся в Азербайджане система государственного управления, даже при наличии определенных издержек, связанных с вопросами демократии, доказывала на практике последних лет свою устойчивость внешним вызовам, что неоднократно отмечалось на различных общественно-политических уровнях и в самом Азербайджане, и зарубежными аналитиками, называющими Азербайджан наиболее устойчивым внешним вызовам государством Южного Кавказа. Предстоящие парламентские выборы, процесс признания итогов которых, независимо от результата, уже стараются максимально осложнить западные страны и связанные с их политикой международные структуры, представляются как важный этап тестирования устойчивости Азербайджана внешним вызовам.
Азербайджан – устойчивость внешним вызовам
В своем выступлении на совещании в Кабинете министров, посвященном социально-экономическим вопросам, президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев затронул внешнеполитические аспекты, заявив, что сценарии, реализованные на Ближнем Востоке, были подготовлены и для Азербайджана.
«В 2011 и 2012 годах некоторые зарубежные круги говорили об «арабской весне» в Азербайджане. Они утверждали, что данный процесс неизбежен, предпринимали тысячу попыток для дестабилизации ситуации в стране. Они хотели организовать в Азербайджане «Майдан» и сломали жизнь молодым людям, которых привлекли к этим нечистоплотным целям. Были выявлены десятки миллионов долларов, которые посредством НПО и «пятой колонны» направлялись в Азербайджан для дестабилизации ситуации и привода к власти людей, прислуживающих определенным кругам», — сказал Ильхам Алиев, подчеркнув, что правоохранительные органы Азербайджана пресекли попытки дестабилизировать ситуацию в стране.
Президент Азербайджана неслучайно отметил, что эти процессы приняли более серьезную форму в преддверии президентских выборов 2013 года, когда «наблюдались попытки дестабилизировать ситуацию и уничтожить Азербайджан». Заявления главы азербайджанского государства прозвучали на этапе очередной предвыборной ситуации в стране – менее чем за два месяца до парламентских выборов, а также на фоне тех турбулентных процессов, которые потрясли Украину, развиваются в Молдове, Таджикистане и в очередной раз коснулись Азербайджана.
Позиция европейских структур в преддверие парламентских выборов в АР, проявленная в санкционной резолюции Европарламента и в отказе миссии БДИПЧ ОБСЕ прислать наблюдателей на выборы в Азербайджан, обозначили некоторое осложнение по линии Баку-Запад.
Буквально за несколько дней до принятия данной резолюции Европарламента президент АР предостерегал: «Возникают новые очаги войны, все больше обостряется ситуация на постсоветском пространстве, господствуют кровавые столкновения, политические и экономические кризисы».
Ильхам Алиев в то же время подчеркивал, что причины этих процессов, происходящих на евразийском пространстве, будут исследованы, и что «на фоне всей этой негативной картины экономика Азербайджана развивается, стабильность укрепляется, усиливаются международные позиции страны».
В речи главы азербайджанского государства, в том числе в последних заявлениях, содержатся определенные посылы не только внешним оппонентам, но и околовластным кругам внутри страны, и в целом обществу. Президент максимально опирается на поддержку населения, на внутренний совокупный потенциал страны, транслирует обществу тезисы о наличии воли в преодолении проблем, связанных не только с угрозами внешнего плана, но и с проявлениями нездоровых явлений внутри страны, включая факты коррупции, произвола чиновников, решения социальных проблем населения. Этот формат обращения к массам, основанный на прочности доверия к президенту, до настоящего времени эффективно работает на снижение элементов недовольства в азербайджанском обществе. Примечательно, что президент строит свой спич на контрастах: неспокойный мир – стабильный Азербайджан, понимание которых главе государства важно донести до общества, особенно на фоне тех потрясений, которые уже происходят в других постсоветских странах и на Ближнем Востоке.
В целом применительно к власти, находит понимание подход, что поддержание различных форм диалога с обществом актуально не только в электоральные циклы. Внешние акторы, как правило, используют пустоты в системе государственного управления интересующей страны, а также весь комплекс производных от этого проблем, для реализации своих военно-политических целей. А это в условиях широкой медиации современного общества является вопросом технологий и благоприятствующих факторов.
Сегодня некоторые аналитики называют Азербайджан наиболее устойчивой к политическим рискам страной Южного Кавказа – с такой оценкой выступили авторы доклада, представленного Коммуникационным холдингом Minchenko Consulting. В докладе «Оценка политических рисков в регионе Закавказья (Южный Кавказ)» эксперты признают, что «позиции действующей власти в Азербайджане выглядят прочными: власть в АР не сталкивается с серьезной внутриполитической конкуренцией. Президент Ильхам Алиев служит свой третий президентский срок и может переизбираться неограниченное число раз, в нынешнем составе парламента оппозиция представлена весьма слабо, и парламентские выборы осенью текущего года картину кардинально не изменят».
Однако, по мнению этой группы экспертов, в этом сокрыты и возможные риски для политического будущего Азербайджана: «Азербайджанская стабильность имеет свою оборотную сторону — она построена на монополизации политического пространства и маргинализации светской оппозиции».
Дело в том, что политическая система постсоветского Азербайджана формировалась в два этапа: начало 90-х в Азербайджане было отмечено наличием слабой власти и сильной оппозиции, что получило свои, в том числе нездоровые проявления в условиях правления Народного фронта (1991-1993 г.г.) и несущей огромные потери стране карабахской войны. Поэтому практически весь последующий период данная ситуация отрабатывалась в обратном направлении — с участием, как власти в лице столь сильных и авторитетных лидеров, как Гейдар Алиев, а позже и его преемник, так и в целом общества, принимавшего сильную власть в качестве гаранта не повторения событий начала 90-х.
В результате этого процесса политическая система Азербайджана последовательно обрела иные характеристики – сильная власть (что в постсоветских реалиях, приправленных местной спецификой, и может подразумевать, как следствие, монополизацию политического пространства) и маргинализированная оппозиция (раздробленная, в том числе, внутренними противоречиями, и не способная противостоять фундаментально укрепившейся власти). Здесь также важно понимать эффективное приложение нефтегазовой стратегии и влияние богатого ресурсного потенциала на формирование сильной и независимой государственности Азербайджана. На данном этапе Азербайджан, как и другие постсоветские страны, вступает в следующий этап — доформирования политической системы страны, с учетом внутренних предпосылок и глобальных трендов, меняющих устоявшиеся, специфические критерии политической культуры страны.
Важно также отметить, что параметры устойчивости стран, завязанных на углеводородной стратегии, к числу которых относится и Азербайджан, тестируются и нынешними колебаниями на нефтяном и валютном мировых рынках.
Этот фактор ряд экспертов называют одним из элементов, снижающих устойчивость Азербайджана внешним вызовам.
Азербайджан – ЕС и международные институты
Процесс соотношения сил и позиций сверхдержав в регионе еще не принял устойчивые формы, поэтому малым странам, вовлеченным в противостояние больших игроков, предстоит сложный выбор и работа с последствиями любого шага.
Позиции ряда европейских структур, как и ожидалось, еще до старта предвыборной гонки в Азербайджане были ориентированы на нагнетание ситуации вокруг политического руководства страны на международном уровне и формирование заведомо предвзятых подходов к результатам предстоящих выборов.
Тенденция, ведущая к охлаждению отношений между Азербайджаном и рядом европейских структур и политиков, развивалась на протяжении всего периода после развязки украинского кризиса. Данный процесс развивался, невзирая на экономическую доминанту, которая на протяжении достаточно долгого периода определяла характер отношений АР и ЕС, принимая во внимание реализацию стратегически значимых проектов с участием Азербайджана, ориентированных на Европу, в сферах энергетики, торговли, инвестиций.
Согласно прогнозам, к 2025 году экспортный потенциал АР составит порядка 40-50 млрд. куб.м газа. На Европу ориентированы основные нефтяные и газовые трубопроводы страны, в том числе проектируемые газопроводы TANAP и TAP. 51,74% инвестиционного портфеля Госнефтефонда страны размещены в странах Европы. ЕС крупный торговый партнер Азербайджана, на страны ЕС в 2014 г. экспорт составил 53%, импорт — 34%.
Но Азербайджан не оправдал ожиданий Брюсселя, манипулируемого Вашингтоном, в контексте выбора интеграционных стратегий, и не конвертировал свою независимость в зону управляемости Запада. В результате европейские структуры активировали тему политзаключенных и нарушений в сфере прав человека. Определенные проблемы в этой сфере имеют место в Азербайджане, как в той или иной степени в любой другой стране мира, но причины смены тона западных партнеров в диалоге с Баку связаны не столько с вопросами демократии, сколько со сменой их приоритетов и партнеров на рынке большой политики и углеводородов. В этом контексте следует рассматривать, в том числе, и возвращение Ирана на мировой энергетический рынок.
С претензиями в наличии двойных стандартов в адрес западных стран ранее не раз выступали и представители азербайджанской оппозиции, упрекавшие своих западных партнеров в «сговоре с властями», когда цена вопроса превалировала над ценностями европейской демократии. Можно перечислить ряд факторов, приведших, в накопительной тенденции, к осложнению диалога в формате Баку-Брюссель (Вашингтон) в течение последних двух лет. Азербайджан не поддержал резолюцию в ПАСЕ, направленную против России, и не присоединился к антироссийским санкциям Запада.
Более того, по мере развития напряженного диалога с западными центрами, Баку наращивал диалог с Москвой по целому ряду направлений, как того требовали национальные интересы страны. Азербайджан также выступил партнером по диалогу в ШОС – одной из перспективных концентрических схем, развивающихся в связке с Евразийским союзом, что говорит о возможности участия в реализации важных транснациональных проектов. В частности, перспективным проектом ШОС является китайский проект Экономического пояса «Нового Шелкового пути» — нескольких сухопутных торговых артерий, которые свяжут торговлю в Евразии по линиям Восток-Запад и Запад-Восток.
Ильхам Алиев не принял участие в саммите «Восточного партнерства» в Риге. Президент Азербайджана также не раз на самых авторитетных международных площадках апеллировал к вопросу двойных стандартов, которые являются неотъемлемым атрибутом внешней линии западных стран, фокусирующих при необходимости элементы давления на вопросах прав человека и территориальных конфликтах.
Более того, Азербайджан, в отличие от Украины, Молдовы, Грузии, никогда не давал Брюсселю завышенных обещаний на предмет подписания ассоциативного соглашения с ЕС, а позже предложил Евросоюзу свой вариант взаимодействия, изложенный в проекте соглашения о стратегическом партнерстве.
А если прибавить к этому списку закрытие офиса ОБСЕ в Азербайджане и сужение поля влияния прозападных НПО и СМИ в стране, то реакция Запада, теряющего, в силу чрезмерно завышенных требований, в лице Азербайджана ключевого партнера в Кавказско-каспийском регионе, выглядит вполне предсказуемой в преддверии парламентских выборов в стране. Официальные представители власти АР публично предупреждали, что уже готовы заявления определенных структур ЕС о парламентских выборах в Азербайджане. Об этом предупреждал и заместитель руководителя Администрации президента Азербайджана, завотделом по внешним связям Новруз Мамедов: «Правительству Азербайджана из дружественных кругов стало известно, что готовы заявления определенных структур ЕС по выборам, которые состоятся в Азербайджане 1 ноября. Осталось только внести маленькое дополнение – поставить дату».
С предупреждениями аналогичного характера выступали и российские депутаты, эксперты. В частности, доверенное лицо президента РФ, член Общественной палаты России Сергей Марков выступил в СМИ с предупреждением, что «ЕС и США будут дискредитировать парламентские выборы в АР».
«Помимо оппозиции, в направлении подрыва легитимности выборов будут работать США и ЕС через свои миссии, а именно через БДИПЧ ОБСЕ, миссию Парламентской ассамблеи Совета Европы», — подчеркнул Марков.
Аналитики также предупреждали, что со стороны ЕС и США будут наблюдаться попытки максимально ослабить позиции Азербайджана, чтобы усилиться в переговорном процессе по другим вопросам.
И уже 10 сентября на пленарном заседании Европарламента была принята резолюция по Азербайджану с призывом освободить без всяких условий активистов гражданского общества, правозащитников и журналистов. В резолюции было выражено требование применить санкции в отношении судей Азербайджана, официальных лиц этой страны и политиков, а также наложить на них визовый запрет
Кроме того, как отмечается в данной резолюции, Евросоюз должен призвать правительство Азербайджана аннулировать решение по закрытию Бакинского офиса ОБСЕ и продолжить сотрудничество с этой организацией.
К сведению: ранее МИД Азербайджана направил ноту ОБСЕ о закрытии офиса организации в Баку. Было заявлено, что «правительство Азербайджана не видит более необходимости в деятельности Координатора проектов ОБСЕ в Баку и считает с 4 июня 2015 года «Меморандум о взаимопонимании между правительством Азербайджана и ОБСЕ о Координаторе проектов ОБСЕ в Баку» утратившим силу.
На резолюцию Европарламента от 10 сентября соответственно отреагировали и представители официальных структур Азербайджана с намерением пересмотреть отношения с Евросоюзом, где, как было отмечено в заявлении МИД АР, «сильны антиазербайджанские и антиисламские тенденции», а также с предложением приостановить деятельность азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее «Евронест».
С достаточно резким заявлением в адрес Европейского парламента выступил и президент Азербайджана. «Это политическая провокация, построенная на клевете. Мы знаем, какие силы стоят за этим", — сказал глава государства.
Очевидно, что попытки внешних сил нарастить свое влияние на те или иные процессы в Азербайджане своевременно нейтрализуются. Поэтому наблюдается проявление иных политических технологий, применяемых по отношению к Азербайджану. В том числе имеет место создание небольших оппозиционных центров и выращивание влиятельных оппозиционных фигур за пределами страны.
Есть такого рода факторы влияния в мусульманском мире, которые более ассоциируются с растущим влиянием Ирана и других стран и организаций мусульманского мира, и могут в перспективе вылиться в определенные проблемы для светского Азербайджана. Базовая основа этой категории – часть общества, не преуспевшая в социуме и находящая опору в религии или в том, что за этим скрывается. Раскручиваются и «люди-проекты», аккумулируемые на Западе. Здесь ставка делается на элитные прослойки в элитных политических и дипломатических кругах. Такие «люди-проекты» были опробованы в 2013 году — в год президентских выборов в АР, как и в 2015 году – в год парламентских выборов — по сценарию появления очередных так называемых «бунтарей» в общественно-политическом пространстве страны. Технологии, обеспечивающие реализацию такого рода проектов, корректируются под текущую ситуацию в стране и мире.
Азербайджан, исходя из текущей повестки мировых процессов, выстраивает архитектуру нацбезопасности, как минимум, на среднесрочную перспективу, расширяя круг своих стратегических партнеров, включая Россию — как один из базовых приоритетов внешней политики. Растущее взаимодействие России и Азербайджана является гарантом региональной стабильности. Так как любая дестабилизация ситуации в этом регионе повлечет за собой цепь драматических событий, которые могут изменить политическую архитектуру на Кавказе — северном и южном. В этом числе рассматриваются и угрозы, исходящие от «Исламского государства».